Силовой агрегат производства Японии совсем недавно устанавливался на автомобилях фирмы Тойота, предназначенных для внутреннего рынка. Двигатель 1ZZ попал на европейский, а затем и на Российский авторынки сравнительно недавно. По всем параметрам он заменил своего предшественника 3S-FE. Многие автомобилисты по достоинству оценили высокое качество и отличные технические характеристики нового двигателя 1 ZZ FE. Ими отмечены такие явные преимущества, как повышенные мощностные показатели (120 – 140 лошадиных сил) и сверхвысокая надежность японского двигателя внутреннего сгорания.
Выпуск модификаций семейства двигателя Toyota 1ZZ-FE
В течение длительного периода производства данных двигателей были разработаны и выпущены образцы различных модификаций:
- 1ZZ-FE.
- 1ZZ-FED.
- 1ZZ-FBE.
Японский завод изготовитель Toyota Motor Manufacturing West Virginia, расположенный в городе Буффало в США, занимался изготовлением 1ZZ-FE. Этот мотор – наиболее востребованный среди всей линейки, сборка двигателя 1ZZ FE велась в течение девяти лет, начиная с 1998 года. Данный двигатель обладает мощностью около 140 л. с.
В отличие от 1ZZ-FE, в конструкцию силового агрегата 1ZZ-FED входят кованые шатуны меньшего веса.
Сборка двигателя производилась на японском предприятии Shimoyama Plant.
Двигатель 1ZZ-FBE предназначен для работы на биотопливе, в соответствии со стандартом Е85. Его производили для автомобилей Бразильского рынка.
Перечень автомобилей, на которых установлен Тойота двигатель 1 ZZ:
- Toyota Corolla;
- Toyota Avensis;
- Toyota Caldina;
- Toyota Vista;
- Toyota Premio;
- Toyota Celica;
- Toyota Matrix XR;
- Toyota Allion;
- Toyota MR2;
- Toyota Opa;
- Toyota Isis;
- Toyota Wish;
- Lotus Elise;
- Toyota WiLL VS;
- Chevrolet Prizm;
- Pontiac Vibe.
Двигатель 1ZZ технические характеристики
Название двигателя | Toyota 1ZZ |
Материал изготовления блока цилиндров и ГБЦ | Сплав алюминия с гильзами из чугуна |
Топливная система | Инжектор |
Расположение цилиндров | Рядное |
Число цилиндров | 4 шт. Каждый цилиндр имеет четыре клапана |
Длина хода поршня | 91,5 мм |
Объем двигателя | 1794 см3 |
Мощность | 120 – 143 л. с. |
Крутящий момент | 165 – 171 н.м об/мин |
Вид топлива | Бензин АИ 92 |
Соответствие нормам экологии | Евро-4 |
Вес двигателя 1ZZ | 135 кг |
Показатели вязкости моторного масла | 5W-30, 10W-30. Синтетика. |
Интервал замены масла | 5 – 10 000 км пробега |
1ZZ FE ресурс двигателя | 200 000 км |
При езде по городским магистралям с напряженным автомобильным движением расход бензина равен свыше 10 литров. На загородных трассах двигатель Toyota 1ZZ наиболее экономичен – потребление около 6,2 л. При движении в смешанных режимах – 8 литров бензина соответственно.
Особенности технического обслуживания двигателя 1ZZ-FE
Данный мотор не отличается повышенной капризностью, техобслуживание проводится в определенные сроки, оговоренные регламентом. Завод изготовитель разработал следующие правила:
- Проводить замену моторного масла через каждый пробег в 10 тысяч километров.
- Если машина с двигателем Toyota 1ZZ эксплуатируется в напряженном режиме этот параметр сокращается до 5 000 км пройденного пути.
- Зазоры клапанов газораспределительного механизма нужно регулировать после пробега в 20 000 км.
- Цепь ГРМ нуждается в замене на новый узел через 150 – 200 000 км.
Ввиду того, что японский двигатель Toyota 1ZZ-FE относится к одноразовому типу механизмов, его капитальный ремонт неосуществим. Такие мероприятия, как перегильзовка гильз здесь не проводится, конструкцией данные действия не предусмотрены. Коренные вкладыши также не подлежат восстановлению. Продлить срок эксплуатации двигателя Toyota 1ZZ можно только за счет соблюдения правил проведения технического обслуживания.
Неисправности
Двигатель 1ZZ EF достаточно хорошо известен отечественным автолюбителям. Поэтому его слабые места также хорошо изучены. Чаще всего встречаются неисправности, изложенные в таблице.
ДЕФЕКТЫ | ПРИЧИНЫ | КАК УСТРАНИТЬ |
Шум и стук в двигателе 1zz fe. | Растянулась цепь привода газораспределительного механизма – может появиться после 150 тыс. км пробега. | 1. Заменить цепь. 2. Проверить и при необходимости заменить натяжитель и успокоитель цепи. |
Двигатель 1zz fe работает неустойчиво (плавают обороты). | Засорились: 1. Клапан холостого хода. 2. Блок дроссельной заслонки. | Промыть засорившиеся узлы. |
Большой расход моторного масла. | Износ маслосъемных колец. | 1. Поменять маслосъемные кольца на новые, выпущенные после 2005 года. 2. Довести объем моторного масла до 4,2 л. Примечание: раскоксовка колец дефект не устраняет. |
Сильная вибрация мотора. (характерная особенность мотора). | Может выйти из строя задняя подушка крепления двигателя. | Проверить и при необходимости заменить заднюю подушку крепления. |
Как продлить эксплуатационный период двигателя ZZ-FE
После изучения многочисленных отзывов на форумах, в которых активные автомобилисты делятся своими впечатлениями, был сделан вывод о том, что двигатель 1ZZ-FE не всегда выхаживает обещанный ресурс в 250 тысяч километров. Не редки случаи его остановки после 150 – 200 000 км.
Чтобы добиться более длительного пробега двигателей Toyota 1ZZ, рекомендуется:
- эксплуатировать силовой агрегат в щадящих режимах;
- проводить мероприятия по техобслуживанию в рекомендованные сроки;
- использовать смазочные материалы соответствующего качества;
- следить за исправностью элементов системы охлаждения.
При управлении транспортным средством с установленным двигателем семейства Тойота 1ZZ-FE опытные водители советуют пользоваться щадящим режимом эксплуатации. Особенно вредны, так называемые, «кик-дауны», когда педаль газа резко нажимается, и двигатель получает максимальные нагрузки, например, при обгоне на трассе или при подъеме в гору.
Своевременная замена моторного масла – еще один не менее важный фактор, оказывающий существенное влияние на долговременность эксплуатации данного силового агрегата. Конечно, при нормальных условиях эксплуатации автомобиля, не нужно спешить менять смазку через каждые две-три тысячи километров пробега, однако 10 000 км – это достаточный пробег, при котором смазочный материал хорошего качества сохраняет свои технические характеристики.
Важное условие: Не доводить машину до масляного голодания, при котором ресурс двигателя внутреннего сгорания существенно снижается.
От водителя зависит, насколько правильно он выберет марку моторного масла, в зависимости от следующих факторов:
- условий эксплуатации авто,
- времени года,
- температурного режима;
- коэффициента вязкости,
- химического состава,
- бренда смазочного материала и прочих немаловажных условий.
Если система охлаждения не обеспечивает полноценный отвод тепла от трущихся элементов двигателя внутреннего сгорания Тойота 1ZZ-FE, это приводит к его перегреву. Самые уязвимые детали данного двигателя, страдающие от перегрева – это блок цилиндров и головка блока ГБЦ. Под воздействием высоких температур изделия из алюминиевых сплавов деформируются, изменяют свою форму.
Описание
Любой двигатель 1ZZ – это рядный четырехцилиндровый силовой агрегат, блок цилиндров которого изготовлен из алюминиевого сплава.
Тонкостенные чугунные гильзы цилиндров вплавлены в материал основного блока. Внешние стенки гильз имеют конструктивные элементы, способствующие их прочному сцеплению с основой.
Головка блока цилиндров двигателя 1ZZ FE выполнена из алюминиевого сплава. Газораспределительный механизм представляет собой 16-клапанный DONC.
Конструктивно блок цилиндров моторов этой серии отличается от остальных:
- открытой сверху рубашкой охлаждения. Это позволило значительно повысить технологичность изготовления. При этом несколько снизилась прочность блока;
- массивным легкосплавным картером, который выполнен заодно со стальными крышками коренных подшипников. Линия разъема картера и блока цилиндров проходит по оси коленчатого вала, что повышает жесткость блока цилиндров и несколько компенсирует потерю прочности, вызванную наличием открытой рубашки охлаждения.
Двигатель 1ZZ FE – это длинноходный мотор, у которого ход поршня больше диаметра цилиндра. Такое решение позволило улучшить тягу на низких оборотах и уменьшить потерю тепла сквозь стенки камеры сгорания, объем которой уменьшен.
Интерес представляет также конструкция седел клапанов. При их изготовлении была использована технология лазерного напыления, что позволило не только уменьшить толщину седла, но и улучшить охлаждение клапанов.
Регулировка клапанов осуществляется с помощью регулировочных толкателей разной толщины, стаканы которых одновременно выполняют роль толкателя и шайбы. Привод газораспределительного механизма осуществляется однорядной роликовой цепью.
Приводной механизм включает в себя:
- выносной гидронатяжитель с храповым механизмом и пружиной преднатяга;
- специальную форсунку для смазки;
- башмак натяжителя;
- успокоитель.
Возможности тюнинга японского двигателя 1ZZ-FE
Считается, что двигатели данного семейства не подлежат ремонту, поэтому их усовершенствования не являются целесообразными. Однако, среди автовладельцев встречается немало желающих увеличить мощность своего силового агрегата, довести ее значение до 200 лошадиных сил и выше, вместо штатных 120.
С этой целью проводятся следующие преобразования:
- Устанавливается высококачественный компрессор Toyota SC14 японского производства в комплекте с охлаждающим интеркулером.
- Штатные топливный насос и форсунки демонтируются и заменяются на новые узлы, обладающие наибольшей производительностью.
Благодаря тонким настройкам рабочих систем двигателя Toyota 1ZZ, мощность возрастает до 300 лошадиных сил и выше. Описанный метод обладает существенным недостатком: для выполнения данных мероприятий потребуются немалые материальные вложения, превышающие стоимость нового двигателя внутреннего сгорания.
Клапан вентиляции картера (PCV) 12204-28020, 12204-22051 Toyota Avensis
Как правило, при периодическом обслуживании двигателя меняют свечи, заправочные жидкости и промывают блок дроссельной заслонки. А вот про то, что при промывке БДЗ нужно обязательно промывать клапан вентиляции картера мало кто слышал.
Эта небольшая деталька может доставить массу неприятностей, никак не выявляемых ни встроенной системой диагностики, ни подключаемым сканером: никаких ошибок вы не увидите.
Что это за клапан, и для чего он нужен? Он является частью системы удаления картерных газов. При нормальной работе исправного двигателя часть продуктов сгорания через уплотнительные и компрессионные кольца всё равно попадают в нижнюю часть двигателя, называемую картером, в котором содержится масло. Его объём практически герметичен, и если не принять мер по удалению этих газов, со временем они начнут разжижать масло, нарушая его смазочные свойства, и двигатель в конце концов заклинит.
Система вентиляции картера состоит из патрубков, один из которых подключен к выходу воздушного фильтра, второй через наш клапан подключен к задроссельному пространству, в котором при работе двигателя присутствует давление ниже атмосферного (разряжение). При работе двигателя он открывается только в определённых режимах работы (как правило, на средних оборотах), когда разряжения в задроссельном пространстве выше определённого значения, чем обеспечивается «проветривание» картера.
Клапан вентиляции 12204-28020 на Тойота Авенсис с двигателем 2AZFE:
Клапан вентиляции 12204-22051 на Тойота Авенсис с двигателем 4ZZFE:
Вот такой ужас можно увидеть, если выкрутить клапан (понадобится ключ на 22 и пассатижи для снятия хомута):
Большую часть времени этот клапан должен быть закрыт, открывается он от разряжения в задроссельном пространстве лишь в определённых режимах работы двигателя, и только в сторону всасывающего коллектора. Таким образом достигается экологичность: выхлопные газы с масляными парами дожигаются в цилиндрах.
Однако, из-за его закоксованности он начинает работать в обе стороны, что кстати, вызывает быстрое загрязнение дроссельной заслонки. Также он начинает пропускает часть воздуха в обход дроссельной заслонки в режимах работы, которые этого не предусматривают: на холостом ходу и при разгоне.
На холостом ходу это проявляется в нестабильных оборотах, дёргании двигателя и гулянии стрелки тахометра. Складывается впечатление, что двигатель вот-вот заглохнет, что особенно неприятно, когда стоишь на светофоре.
При резком ускорении, когда дроссельная заслонка резко открывается, ещё до того, как двигатель раскрутится, разряжение в задроссельном пространстве по расчётам должно быть недостаточно для открытия клапана вентиляции картера (PCV), однако из-за того, что он закоксован, часть неучтённого воздуха попадает в цилиндры в обход дроссельной заслонки.