Внедорожник Toyota FJ Cruiser — хорошая качественная реинкарнация своего предка FJ40 из 60-70-х годов. Последний FJ40 был выпущен в 1981 году, и компании потребовалось еще около двадцати лет, чтобы воссоздать эту модель. Работа над ней закипела в начале 2000-х, а в 2003 уже был готов концепт, который буквально покорил публику на Североамериканском международном автошоу.
У руководящей верхушки Toyota на это шоу были свои виды. FJ Cruiser был своего рода рекламной акцией, тонким маркетинговым ходом, который должен был привлечь внимание публики и подогреть интерес к нише внедорожников в целом. И им это удалось! Машина получилась яркой, выразительной, необычной, одним словом. Спустя два года Тойота FJ Крузер уже стоял на конвейере и был востребован.
ФДЖ Крузер изнутри
FJ Cruiser поставили на платформу Prado, которая дала необходимый «внедорожный» задел будущему автомобилю. Его размеры не выглядят титаническими и соответствуют средним:
- длина – 4,67 м;
- ширина – 1,89 — 1,90 м;
- высота – 1,82 м;
- клиренс – 24 см;
Вес стандартной комплектации составил 1,9 тонн. Силовой агрегат был представлен четырехлитровым бензиновым V6 мощностью 239 лошадей. Этого было достаточно, чтобы разогнать Toyota fj Cruiser от нуля до сотни за 8,4 секунды при максимуме 180 км/час. Заявленное потребление составило 13 литров по городу и 11 на открытых трассах. Но как показала практика, после ста км в час расход резко возрастал и достигал уровня 15-17 л на сотню (о недостатках позже). При объеме бака в 72 л можно позволить себе поездки на дальние расстояния. В десятом году двигатель был доработан и лошадок стало на 21 больше, но это лишь увеличило расход в режиме городской езды, оставив остальные скоростные характеристики на прежнем уровне.
Также будет интересно почитать: Паджеро 4 или Прадо 150 что лучше на сегодняшний день?
На Фдж устанавливалось два типа трансмиссии:
- 6-ти ступенчатая механика;
- 5-ти ступенчатый автомат.
Внедорожник был оснащен задним приводом с возможностью подключения Part Time полного привода и переключением на пониженную передачу. А на каждом колесе стоят дисковые тормоза. На задней оси тормоза имеют перфорацию для вентиляции.
Toyota FJ Cruiser (2006-н.в.)
А чего можно ожидать от подержанных экземпляров? Нарочито угловатый кузов с круглыми глазами передней оптики и серебристой окантовкой радиаторной решетки, которую вместо фирменной эмблемы венчает надпись Toyota, а по бокам обрамляют оранжевые поворотники, – в этих чертах ретроспективной внешности FJ Cruiser знатоки и почитатели японской марки запросто узнают образ легендарной модели FJ40, в начале 60-х сформировавшей в автомобильном мире положительный образ всепролазных и выносливых внедорожных автомобилей Toyota. Грубоватая внешность героя нашего материала призвана подчеркнуть, что этому авто не страшны даже серьезные преграды на пути.
FJ Cruiser построен на платформе Toyota Prado – у него позаимствовали основные узлы и агрегаты. Изначально машина была ориентирована на американский рынок, но позже стала предлагаться также для восточных стран. Официально FJ Cruiser у нас не продавался, все имеющиеся в Украине авто попали к нам через «серых» дилеров. Большинство – «американцы», «арабы» встречаются реже. Внешне FJ Cruiser из Штатов можно отличить по наличию багажника на крыше и маленьким фарам дневного света в боковых зеркалах, а внутри – по щитку приборов, оцифрованному в милях, и отсутствию сектора мертвой зоны в левом наружном зеркале. Автомобиль предлагался в двух модификациях – более дорогую легко определить по наличию дополнительных приборов вверху торпедо и аудиосистеме c 6-дисковым CD-чейнджером и штатным сабвуфером в багажнике. Дешевые версии следует покритиковать за неважную шумоизоляцию. Зато салонное оснащение всех FJ Cruiser по-японски надежное и беспроблемное.
При создании FJ Cruiser конструкторов вдохновлял внедорожник Toyota FJ40 (1960–1984 г. в.). От него – фирменная решетка радиатора с круглыми фарами и оранжевыми поворотниками по бокам, фирменные – синий и желтый – цвета кузова.
Салон оформлен в спартанском стиле легендарного FJ40. Пластик панелей твердый, но нескрипучий. Обзорность неважная, а шумоизоляция более простых версий слабовата. Задний мост дорогих версий блокируется принудительно. Несмотря на купеобразную внешность, FJ Cruiser – 5-дверный внедорожник, его замаскированные задние двери распахиваются назад против хода движения. По утверждению механиков, эта конструктивная особенность негативно не сказалась на надежности – механизмы дверей работают исправно весь срок эксплуатации авто. Разве что отсутствие центральных стоек со временем провоцирует возникновение лишних шумов (см. «Слабые места»). Не зря мы к этой модели применили слово «купеобразный» – помимо внешнего сходства, есть общее и в просторе салона: на заднем сиденье места для ног пассажиров мало.
Особенность FJ Cruiser – задние короткие двери открываются против хода движения, и это можно сделать, только предварительно распахнув передние двери. На галерке места для ног немного, но пассажирам среднего роста вполне достаточно. FJ Cruiser отличается «танковой» обзорностью, к которой нужно привыкать. Ее ограничивают узкое лобовое стекло и нависающая над ним крыша (из-за этого затруднено чтение высоких светофоров), широкая задняя стойка кузова, высокая линия боковых стекол и запаска, навешенная на дверь багажника. Удобство пользования багажником повышает открывающееся отдельно от двери стекло – через него можно бросать легкую поклажу.
Багажник FJ Cruiser объемом 790/1890 л средний по сравнению с конкурентами – например, 835/1575 л у Hummer H3 и 1310/2320 л у 5-дверного Jeep Wrangler. Удобству способствует ровная грузовая площадка, которая получается при складывания задних сидений.
Для FJ Cruiser предлагается единственный силовой агрегат, позаимствованный у родственного Prado – бензиновый V6 объемом 4,0 л. В принципе, нет выбора и вариантов трансмиссий – львиная часть машин на украинском рынке оснащена автоматической КП с принудительно подключаемым полным приводом. Версии с «механикой» и постоянным полным приводом встречаются редко.
Обзорность FJ Cruiser ограничивают запаска, навешенная на дверь багажника, широкая задняя стойка кузова, высокая линия боковых стекол, узкое лобовое стекло и нависающая над ним крыша. Покупателей может порадовать лишь то, что FJ Cruiser, который в штатных режимах эксплуатируется как заднеприводный, экономичнее 4,0-литровых Prado, оснащенных постоянным полным приводом – может укладываться в расход 14-15 л на «сотню» против 17–18 л соответственно. Кстати, в 2010 году мотор FJ Cruiser стал мощнее на 22 «лошадки», выдавая на гора уже 264 л. с.
Важное достоинство агрегатов FJ Cruiser – высокая надежность. Как оказал отечественный опыт эксплуатации, в них не выявлено характерных слабых мест. Разве что при активной внедорожной эксплуатации с преодолением глубоких бродов недолго служит натяжной ролик ремня навесного оборудования (сообщит об этом характерный свист при работе двигателя). А при «гражданской» езде он способен выходить около 200 тыс. км. Ремень выдерживает около 100 тыс. км.
Кроме этого, мотористы обратили внимание на необходимость регулярной (каждые 20–30 тыс. км) чистки «инжекторов». Загрязнение топливных форсунок проявляется неустойчивой работой на холостых оборотах. Не особо требовательны силовые агрегаты и к обслуживанию – в их ГРМ применяется долговечная металлическая цепь.
На бездорожье, как дома! Мы уже упоминали, что большинство FJ Cruiser – с подключаемым полным приводом, передний мост задействуется рычагом «раздатки» с помощью сервопривода муфты. Дорогие версии снабжены блокировкой заднего моста, а у более простых ее имитирует электроника системы ESP, подтормаживающая буксующие колеса (одно или несколько из 4-х). Владельцы FJ Cruiser очень ценят его за высокие внедорожные качества – проходимость этой модели просто впечатляет!
FJ Cruiser, как и его легендарный прародитель, отличается высокой проходимостью – способствуют этому понижающая передача и блокировки межколесных «диффов», клиренс в 220 мм и короткие свесы кузова. В целом трансмиссия зарекомендовала себя как надежная, разве что при неаккуратной езде по бездорожью были отмечены нередкие случаи обрыва электропроводки муфты подключения переднего моста. Кстати, полный привод может не работать и по причине поломки системы отсоса паров бензина из бака.
Выносливой во внедорожных испытаниях оказалась и автоматическая КП. Правда, для долговечной и беспроблемной эксплуатации нужно не забывать каждые 40 тыс. км обслуживать трансмиссию – менять смазку в коробке передач, «раздатке» и заднем мосту.
Ходовая FJ Cruiser аналогична родственному Prado: впереди применяется независимая двухрычажная подвеска, а сзади – мощный неразрезной мост. Однако настроена она иначе – в отличие от Prado, который при активном прохождении поворотов и резких торможениях неприятно кренится и клюет «носом», FJ Cruiser более устойчив, хотя его подвеска также энергоемкая.
Задний мост – узел надежный и крепкий, «резинки» тяг его крепления менять еще не приходилось.
Слабое место передка – ступичные подшипники. Меньше всего служит правый – 60–70 тыс. км, а левый способен продержаться около 100 тыс. км. Важное условие при их замене – обязательное обновление сальников наружных «гранат» – в противном случае новый подшипник долго не выходит. Частенько (каждые 60–70 тыс. км) также меняют втулки стабилизаторов. При этом шаровые опоры способны прослужить около 150 тыс. км, а сайлент-блоки рычагов, как правило, приходится менять по причине закисания в них регулировочных эксцентриков и невозможности выставить развал передних колес. Чтобы не иметь проблем при каждой такой регулировке, рекомендуется смазывать эксцентрики.
Рулевое управление оснащено ГУР с изменяемой степенью усиления. Слабое место – рулевые тяги, которые на наших дорогах приходится менять в среднем каждые 60–70 тыс. км. При этом узлу FJ Cruiser не присуща «болезнь», характерная для Prado, у которого к 80–100 тыс. км нередко начинает стучать кардан рулевого вала.
Поскольку мощный силовой агрегат позволяет ездить достаточно активно, у любителей быстрой езды нередко деформируются передние тормозные диски. Кроме того, чтобы избежать проблем со стояночным тормозом, приводимым в действие отдельным барабанным механизмом, механики советуют каждые 40 тысяч километров очищать и смазывать его.
Слабые места
Cо временем в FJ Cruiser трескается кузов в районе крайних передних опор рамы. Это присуще для авто до 2010 г., которые ездят по бездорожью или с тяжелыми «кенгурятниками».
Из-за соленых зимних дорог приходит в негодность (облазит) лакокрасочное покрытие фирменных легкосплавных дисков.
Из-за отсутствия центральных стоек кузова со временем начинают скрипеть двери на уплотнителях. Решают проблему путем пропитки резиновых изделий силиконовыми смазками.
Абсорбер паров бензина авто до 2009 г. выходит из строя, если владелец заправляет топливо под горловину. Его отказ сопровождается тревожной надписью check engine.
Интерьер – экстерьер
От своего предшественника Toyota FJ Cruiser получил круглые фары и ретро решетку радиатора. Конструкция дверей превзошла любые ожидания. Получилось две двери и двери полу двери, распахивающиеся в разные стороны, предоставляя полный доступ в салон. Лобовое стекло получилось настолько широким, что целесообразно было установить три стеклоочистителя. Массивные зеркала заднего вида должны были обеспечить хороший обзор. Всем своим видом он заявляет о своей агрессивности и природе внедорожника. Считается одним из лучших внедорожников.
Интерьер сделан просто, технологично и максимум практично. Использовались особые гидрофобные материалы, которые легко можно мыть водой. Эргономичность оказалась на уровне, а приборная доска не перенасыщена датчиками и циферблатами. Комфортно сидеть будет только водителю и пассажиру спереди. А три места сзади — это только документально. Можно было бы пожертвовать пространством багажника, объем которого составляет 790 литров.
Toyota FJ Cruiser. Отзывы о внедорожнике
Автомобиль брал подержанный. Предыдущий владелец неплохо усовершенствовал Toyota FJ Cruiser. Расход топлива при этом был несколько снижен. Кроме этого, исходя из состояния транспортного средства, по назначение оно использовалось достаточно редко. То есть, на настоящем бездорожье фактически не бывало. Приобретённый автомобиль был в идеальном состоянии — кузов без царапин, в салоне всё очень чисто, багажный отсек — как новый. Сначала проблем не было, а когда эйфория от приобретения прошла, начали обнаруживаться первые изъяны. Так, немного расстроила ходовая часть. Однажды зимой даже амортизаторы замёрзли. Причина оказалась в жёсткой настройке передней подвески. Но в целом же преобладают исключительно положительные эмоции от владения моделью. Очень нравится проходимость машины и надёжная работа силовой установки.
Геннадий Р. Срок владения Toyota FJCruiser 4.0 MT – 3 года.
Идея о смене машина возникла спонтанно. До этого вполне благополучно ездил на Outlander и меня там всё устраивало. Но пару раз достаточно крепко заседал на бездорожье, поэтому и решил попробовать пересесть на более проходимую модель. Случайно наткнулся на Toyota FJ Cruiser и после предварительного осмотра всерьёз заинтересовался. Очень понравилась внешность автомобиля. После консультаций с друзьями и близкими всё-таки решился на приобретение. Автомобиль очень послушен на дороге. Без проблем едет туда, куда надо. Радует качественный обзор и очень большие боковые зеркала (как у автобуса). Немного непривычно залезать внутрь — слишком высокая посадка. В остальном же всё устраивает.
Игорь Р. Срок владения Toyota FJCruiser 4.0 MT – 1 год.
Машина очень необычная. У меня раньше были внедорожники, но после этой модели они все кажутся легковушками. Снаружи автомобиль очень привлекательный. Красивый и просторный он также внутри. Движок достаточно мощный. Лошадок хватает не только для того, чтобы преодолевать бездорожье, но и демонстрировать скорость на прямой трассе. Сиденья очень большие удобные — всё, что надо для комфортной поездки. Из негатива следует отметить отдачу в руль при езде по неровностям. Также следует отметить, что довольно сложно в случае необходимости будет добираться к задним фарам. Рука не помещается в проём для замены габаритов. И немного обескуражил багажник. Да, он достаточно большой, но здесь нет никаких отсеков или органайзеров для удобного хранения различных мелочей.
Антон К. Срок владения Toyota FJCruiser 4.0 МТ — 2 года.
Стоимость
Тойота ФДЖ Крузер не была представлена официально автодилерами, соответственно цена за новый экземпляр будет чисто условной. В Штатах последняя модель обошлась бы в районе 23 тыс. долларов. Прибавив к этой сумме транспортные расходы, растаможку, получаем стоимость на нашем рынке. Подержанный экземпляр можно приобрести за 1,2 млн. рублей на любом сайте. За эти деньги мы получаем хороший проходимый внедорожник, который и в гору поедет и реку вброд пересечет (если она не глубже 70 см).
А вот с комфортом не все сложилось. Многие водители отмечают никудышнюю шумоизоляцию, жесткость подвески не даст расслабиться и быстро утомляет, а расход топлива готов занять значительную долю в бюджете. На это влияет и форма автомобиля, который обтекаемостью не готов похвастать. Размер боковых зеркал не говорит о практичности, обзор оставляет желать лучшего.
Также будет интересно почитать: Внедорожники 2017-2018 модельного года новинки отечественного и зарубежного автомпрома
В итоге, получается хороший, оригинальный внедорожник с большим расходом, мало адаптированный к городской езде. Далее видео обзор про Тойоту FJ Крузер:
Оцените статью