«Тойота Ленд Круизер» — пожалуй, один из самых известных в России полноприводных внедорожников. История этой модели начинается еще с далеких 50-х годов прошлого столетия. Первый «Круизер», вышедший на свет, получил название J40. Серия внедорожников «Круизер» постоянно совершенствовалась и дорабатывалась. Так, в 97-м году на международном автосалоне в Токио были представлены Land Cruiser 100 и 105. В сегодняшней статье мы уделим внимание именно второму кузову – узнаем его характеристики и особенности.
Описание
Land Cruiser 105 — это рамный полноприводный японский джип, серийно производившийся в период с 1998 по 2007 гг. Машина представляет собой более «внедорожную» версию 100-го кузова. Кстати, в отличие от Toyota Land Cruiser 100 B, 105-й кузов не производился для внутреннего рынка Японии. Основное направление – это рынок Северной Америки и стран Ближнего Востока.
На протяжении уже почти 20 лет, «Тойота Ленд Круизер» 105 ассоциируется как автомобиль, созданный работать, покорять вершины, не зная усталости и препятствий. Среди владельцев этих рамных внедорожников найдется немало тех, кто любит активный отдых, рыбалку и охоту с дальними выездами. Также данная машина покупается для оффроуда, ведь ее конструкция и наличие штатных блокировок полностью к этому располагают.
Стандартный автоспальник с интегрированным столом для Тойота Ленд Крузер 105
Автомобильный спальник для Тойоты Ленд Крузер 105 с интегрированным раскладным столом. Стол имеет габариты 88х88х75 см, в сложенном виде компактно располагается в специально предусмотренном отделении.
Интегрированный стол может быть извлечен на половину на две трети, позволяя использовать его как выдвижную походную столешницу
Использование специально разработанных соединительных коннекторов обеспечивает идеальную геометрию несущего каркаса и повышенную надежность соединяемых элементов каркаса спальника
Боковые элементы стационарной части спальника обеспечивают доступ к пространству над колесными арками
Использование специальных петель позволяет удобно добираться до пространства в районе колесных арок
Стропы вертикальных извлекаемых элементов спальника могут быть использованы в качестве точек фиксации груза, за них можно цеплять крючки сетки для груза или элементов стяжки
Вертикальные элементы стационарной части спальника при необходимости могут быть легко извлечены и установлены. Мы специально пришли к данной концепции доступа к этой части багажного пространства со стороны задних открытых дверей. Данные вынимаемые элементы спальника также принимают на себя вес спящего человека, распределяя нагрузку на несущий каркас автомобильного органайзера. Поворотные петли не позволяют добиваться такого результата, т.к. при давлении сверху они начинают прогибаться и не несут никакого функционала кроме эстетики.
Складной пластиковый туристический стол, который не боится ни воды, ни солнечных лучей. Белый цвет предотвращает перегревание столешницы на солнце, а стальная рама с качественным лакокрасочным покрытием обеспечивает прочность и стабильность всей конструкции. Родной брат этого стола прожил на побережье Японского моря всё лето 2021 года в качестве экспериментального образца для наблюдений. В морском климате умеет ржаветь практически всё, у стола ржавчиной покрылись лишь торцы болтов. Стол пережил не только нежный морской климат, но и все праздники жизни, в эпицентре которых неоднократно оказывался
Отдел спальника для более габаритных вещей располагается за выдвижными ящиками
В транспортном положении сложенный автомобильный спальник компактно располагается в багажном отделении Toyota Land Cruiser 105. При этом мы всегда имеем свободный доступ как к интегрированному столу, так и к выдвижным ящикам
Каркас стандартного спальника наиболее оптимально распределяет нагрузку, изготавливается таким образом, чтобы быть максимально лёгким и прочным, что позволяет беспроблемно использовать спальник долгие годы.
Все элементы спальника ламинированы специальным автомобильным пластиком.
Стол, расположенный в специально отведенном отсеке автомобильного спальника, в разложенном положении имеет габариты 88х88х75 см. Четверо взрослых любителей природы, удочек и зеленого чая без проблем разместятся за таким столом.
⚒ ЗАКАЗАТЬ ⚒
Внешность
В целом, кузова у «Круизеров» очень похожие. Как и 80, Land Cruiser 105 имеет такие же квадратные формы, линии и мускулистые колесные арки с не менее массивными дисками. Однако в отличие от предыдущего поколения, 105-й кузов получил несколько иную форму оптики и решетки радиатора.
Многие задаются вопросом: чем же отличается внедорожник «Тойота Ленд Круизер» 105 от 100? Основные отличия касаются бамперов. Они на 105-м кузове не красились в основной цвет и были черными. Также на данной модели использовались одинарные стоп-сигналы сзади. Еще среди основных отличий по задней части стоит отметить задние распашные ворота. На сотом кузове применена откидная сплошная дверь.
Спустя пять лет после серийного производства, внедорожник Toyota Land Cruiser 105 пережил первый рестайлинг. Так, изменилась решетка радиатора. Она стала немного шире и теперь контактирует непосредственно с передним бампером (ранее на этом месте была металлическая полоса).
В 2005 году «Тойота Ленд Круизер» пережил еще одно обновление. Так, поменялась головная оптика. Лампы дальнего-ближнего света размещены горизонтально. Изменилась решетка радиатора и задние стоп-сигналы. Кстати, поворотники сделаны монолитными с фарой.
В целом, «Тойота Ленд Круизер» имеет брутальный, поистине мужской вид. Многие владельцы производят дополнительно тюнинг, а именно устанавливают:
- Силовые бамперы спереди и сзади.
- Грязевую резину.
- Светодиодную люстру.
- Надкрышный багажник.
- Шноркель.
- Лебедку.
С такой экипировкой машина однозначно привлекает внимание, говорят отзывы. Но сделано это вовсе не для того – машину профессионально готовят для соревнований. Также подобным тюнингом занимаются и просто любители бездорожья. Ведь 105-й «Круизер» более предрасположен к бездорожью, нежели «сотка».
Внешность TLC 105
Land Cruiser 105
Все кузова «круизёрного» семейства Тойоты имеют общие черты. Ленд Крузер 105 подобно собратьям массивен, мускулист, в меру угловат, но отличается формой фар и решётки радиатора.
Если поставить рядом TLC 100 и 105 версии, то близнецами они уже не кажутся. Отличия от 100 Крузака есть: не окрашенные бампера, одинарные стоп-сигналы, распашные двери багажника.
Распашные двери багажника Land Cruiser 105
В 2003-м году провели первый рестайлинг, но на внешность машины он повлиял незначительно. Лишь немного увеличили радиаторную решётку.
Вторая модернизация в 2005 году принесла чуть больше внешних изменений. Изменились передние фары, решётка радиатора, задние фонари.
Вторая модернизация Land Cruiser 105 2005 года
Многие люди покупают Land Cruiser 105 для езды по бездорожью и оснащают дополнительным оборудованием. В список тюнинга входят:
- грязевая резина;
- усиленные бамперы;
- багажник на крышу;
Багажник на крышу Land Cruiser 105 - дополнительное освещение;
- лебёдка;
- шноркель.
Шноркель на Land Cruiser 105
Укомплектованные так машины участвуют в соревнованиях по off-road, да и внешность становится ещё брутальней, внушительней.
Размеры, клиренс
Автомобиль обладает весьма нескромными размерами. Так, суммарная длина кузова составляет 4,89 метра, ширина – 1,94, высота – 1,89 метра. Величина колесной базы – 2850 миллиметров. Радиус разворота составляет 5,5 метра. Клиренс – 23 сантиметра. Но это далеко не предел – говорят владельцы. Установив сюда высокопрофильную грязевую резину, можно без доработок поднять машину еще на пару сантиметров. Также машина имеет неплохую геометрическую проходимость, несмотря на длинную колесную базу. А после установки силовых бамперов, «Тойота Ленд Круизер» и вовсе становится вездеходом – отмечают владельцы.
Салон
Одно из отличий 105-го кузова заключается в салоне. Так, данная модель имеет более простой, «рабочий» салон. Здесь вы никогда не встретите кожаный салон. Иногда «Ленд Круизер» шел и вовсе с механическими стеклоподъемниками и одной подушкой безопасности. Салон – в основном велюровый, с минимальным количеством опций. Исключение составляет Land Cruiser 105 GX. Это максимальная комплектация внедорожника, которая включает в себя тканевый салон, кондиционер и электропакет.
Салон благодаря длинному кузову способен вместить в себя до восьми человек. Причем каждый не будет испытывать дискомфорта – пространства внутри хватает с запасом. Пол в салоне ровный, что тоже плюс. Сиденья несмотря на скромную обивку, довольно удобные. Все регулировки – механические. Кстати, в машине есть два рычага КПП. Один отвечает за коробку передач, а второй – за раздатку. Блокировки включаются посредством рычажка, который есть около левого колена водителя.
Несмотря на более бюджетное исполнение, качество шумоизоляции в Land Cruiser 105 на высоком уровне, как говорят отзывы. Внутри не слышен рев мотора, звуки работы подвески и коробки.
Land Cruiser 105: технические характеристики
У данной модели нет такого разнообразия двигателей, как у «сотки». Под капотом Toyota Land Cruiser 105 — дизельный силовой агрегат на 135 лошадиных сил. Это рядный шестицилиндровый мотор 1HZ. Рабочий объем двигателя – 4163 кубических сантиметра. Столь малую мощность дизельный Land Cruiser 105 развивает ввиду отсутствия турбины. Также отметим, что двигатель имеет наипростейшую конструкцию с чугунным блоком, «мокрыми» гильзами и 12-клапанным механизмом ГРМ (где на каждый цилиндр приходится по одному впускному и выпускному). Диаметр поршня составляет 94 миллиметра, ход – 100. При этом мотор отличается высокой степенью сжатия – 22,7. Крутящий момент силового агрегата – 280 Нм при 2,2 тысячах оборотов в минуту.
Трансмиссий было несколько. Изначально это была пятиступенчатая механика и четырехдиапазонный автомат. Но в ходе первого рестайлинга (напомним, это был 2003-й год), в линейке появился более экономичный, пятиступенчатый автомат.
Какие имеет эксплуатационные характеристики Land Cruiser 105? Разгон до сотни занимает 13,6 секунды. Максимальная скорость – 170 километров в час. Расход топлива, по паспортным данным, в городе составляет 14,1 литра. По трассе машина расходует около 11,1 л. Суммарный объем бака – 95 литров. также отметим, что некоторые версии для стран Ближнего Востока оснащались дополнительным баком на 50 литров.
Обзор доработанного под бездорожье Toyota Land Cruiser 105
По мнению многих любителей дикого отдыха, именно «стопятка» — идеальный вариант для дорожных походов. Играют роль габариты, надежность, которой автомобиль обязан старой агрегатной гвардии, цельные мосты, определяющие минимум слабых звеньев в подвеске. И не в последнюю очередь годы выпуска. Land Cruiser 80 сняли с конвейера еще в 1997-м, а TLC105 выпускался (как известно, лишь в леворульной версии) до 2006-го. Причина — в несоответствии 4,2-литрового 1HZ эконормам. Кстати, если не учитывать высокую для б/у экземпляров стоимость, как раз-таки этот дизель — одно из негативных качеств джипа. Другие двигатели на него не устанавливались, а 1HZ существует только в атмосферном варианте и развивает 135 сил. Правда, как нам сказали в (где, собственно, и строился представленный на снимках Cruiser), уже есть некоторые наметки по его «наддуванию». Те, кто не готов платить порядка $7-8 тыс. за австралийский турбокит, могут рассчитывать на установку турбины от 1HD-T. В этом случае придется также заменить топливную аппаратуру, обзавестись корректором наддува и по желанию даже поменять головку на 24-клапанную от 1HD-FT — вместе с работой все равно обойдется дешевле («наш» LC105, вероятно, станет первым).
По краткому знакомству трудно судить о динамических способностях джипа, однако, по словам владельца, на 33-х колесах разгон в районе 100 км/час — занятие тяжелое. Оно стало чуть легче, когда постоянный полный привод сменили на Part Time (такой устанавливался на арабские версии).
Ближневосточные модификации версии вообще способны поделиться многими неизвестными в России элементами. Например, калиткой под запаску на двери, лесенкой на крышу и, главное, 50-литровым дополнительным баком в заднем свесе, который позволяет взять в рейд еще одно запасное колесо.
Все остальное можно делать у нас. Например, силовой обвес, который у «экспедиционника» не включает внешний каркас (пороги можно выполнять полыми — под запасы техжидкостей), или багажник на крышу, или защиты снизу (не все прикрывают агрегаты, но рулевые тяги — это святое). Не стоит игнорировать шноркель и выведенные в моторный отсек сапуны — «купаются» джипы не только в трофи. Обязательный элемент и лебедка.
Нам она помогла только с удлинителем троса — имея дело с тяжелым внедорожником, важно не переоценивать его возможности. После проверки траектории сложные участки лучше брать ходом, поскольку монстра с огромным клиренсом желательно не создавать. И резину с чересчур злым протектором не ставить — в экспедициях важна и плавность хода, и ресурс шин, и акустический комфорт. Увы, любая «радиалка», в том числе, BF Goodrich Mud Terrain в грязи легко превращается в слик.
Для преимущественного движения на высоких скоростях особое внимание надо уделить лифту. Прошли те времена, когда его набирали из деталей собственного изготовления. Сейчас предлагаются фирменные комплекты. Остается только выбрать величину подъема. В нашем случае хозяин остановился на амортизаторах Tough Dog, обеспечивающих 4 дюйма лифта. Задние пружины подбирались аналогичного размера. Но передние пришлось поставить с двумя дюймами и проставкой (иначе нос задирался чрезмерно), а чтобы компенсировать тяжесть дизеля и лебедки, они подбирались из самых жестких (у Tough Dog есть и такой выбор). Имеет ли смысл обращаться к 6-дюймовым китам? Только в том случае, если хозяин готов мириться с существенными кренами и вообще значительно изменившимся поведением на дороге.
Ведь даже с четырьмя дюймами и при установленном кастор-ките (его наличие у дорожной, в сущности, машины обязательно, иначе ушедший кастор приведет к неадекватной управляемости; второй способ вывести угол установки шкворней к заводскому — проставки над задними креплениями продольных рычагов) внедорожник становится валким, а на повороты руля отвечает с ленцой и опозданием. Чтобы хоть как-то сохранить ходовые качества, не нужно отказываться от стабилизаторов поперечной устойчивости — достаточно опять же соорудить между ними и кузовом проставки. Разрезными и надставленными придется сделать тяги Панара — штатные «выкатят» мосты из-под рамы в сторону. А вообще suspension и body lift (подъем кузова относительно рамы тоже вариант) напрямую зависит от внешнего диаметра колес. Если с двумя дюймами входит 32-я или 33-я «резина» с обрезкой или без кузовного железа, к чему городить высокую конструкцию?
Кто-то выбирает 35-й размер — в рейдовых режимах подобные колеса могут раздражать серьезно возросшими неподрессоренными массами и еще большими боковыми уводами шин в поворотах. Впрочем, решение здесь, скорее, индивидуальное.
Так же можно сказать и о дополнительной светотехнике (4 «ксенонки» Hella на крышу LC105 встали с помощью поперечины релингов от Honda Avancier), предпусковом подогревателе Webasto, топливном фильтре Separ, радиостанции и компрессоре с ресивером для подкачки колес. Вещи не сказать, чтобы сверхнеобходимые. Но экспедиции бывают не только летние, поднимать вручную давление во внедорожной «резине» дело долгое и тяжкое, а связь между автомобилями в колонне, как показывает практика, помогает избежать многих неприятных неувязок.
Однако если все это оборудование может варьироваться в зависимости от практических и финансовых претензий владельца, то спальное место в багажнике вряд ли кто-то признает ненужным. Разве что только тот, кто на каком-то генетическом уровне привык проводить ночи в палатке. Сейчас «спальник» можно заказать из Японии, проще — сделать в Иркутске. Из досок, фанеры, мягкого наполнителя и кожзама получается ровная поверхность в треть высоты грузового отсека, которая при сложенном диване позволяет ложиться в полный рост. При этом под ней по желанию устраивается либо пустой объем, либо выдвижные рундуки для поклажи. Или что-то в комбинированном виде.
Нельзя не сказать, что нынешний образ экспедиционного автомобиля достаточно далеко ушел от стандартного внедорожника. По сути, это универсально подготовленная машина, которой отнюдь не заказано довольно серьезное бездорожье и на которой, в то же время, можно автономно путешествовать в течение длительного времени. Конечно, джип не кемпинг. Однако для направлений, которых хватает и в Сибири, и вообще в восточной части нашей страны, согласитесь, нужен именно такой транспорт.
Бензиновый «Ленд Круизер»
Также отметим, что Land Cruiser 105 для американского рынка в 2005 году получил V-образный, восьмицилиндровый бензиновый двигатель 2UZ-FE. Он отличается 32-клапанным механизмом ГРМ и системой смещения фаз VVT-i. Материал блока цилиндра – чугун. Головка – алюминиевая.
Максимальная мощность данного силового агрегата при объеме в 4664 кубических сантиметра – 282 лошадиные силы. С этим мотором машина разгонялась до сотни за 11,7 секунды. При этом расходовала от 16,5 литра топлива в городе. По трассе данный показатель составлял в районе 10 литров.
Частые поломки
Если машину «не насиловать» постоянной ездой по бездорожью, а давать от него отдохнуть, то можно назвать ее вечной. Двигатель 105 Крузера довольно трудно погубить, только полнейшим наплевательским отношением. С бензиновым двигателем могут начаться проблемы, если вовремя не менять масло. А дизельный «полетит», если регулярно использовать солярку самого ужасного качества, какое только может быть.
При покупке автомобиля необходимо обязательно проверить трансмиссию. Длительные пробуксовки могут привести к износу блокировки гидротрансформатора. Нередка неисправность изгиба поверхности, по которой работает блокировка. Если не отремонтировать, то это приведет к подтеканию масла через сальник насоса, из-за чего может выйти из строя втулка или сам насос.
После чрезмерно соленых зим механизмы блокировок могут закисать. Чтобы этого не допустить нужно каждый 150-200 тыс. км перебирать механизм. При частой и тяжелой его эксплуатации может погнуться и начать течь.
Также, важно регулярно осуществлять диагностику мостов, дабы не пропустить неисправности и не обращаться к специалистам за восстановлением.
Надежность
О надежности двигателей «Тойоты Ленд Круизер» ходят легенды. Это практически неубиваемые двигателя. Как показывает практика, ресурс моторов «Тойоты Ленд Круизер» доходит до миллиона километров (причем как дизельных, так и бензиновых). Данные агрегаты не имеют конструктивных просчетов и недостатков. В течении всего срока службы они требуют лишь регулярной замены масла. Всего в двигателе содержится 9,5 литра масла. Регламент замены – от 7 до 15 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации. Но поскольку «Тойота Ленд Круизер 105» зачастую приобретается конкретно для бездорожья, этот регламент лучше сокращать по максимуму. Кстати, дизельный двигатель «Тойоты» вовсе не привередлив к качеству российского топлива.
Интересный факт: организация ООН признала внедорожник «Тойота Ленд Круизер» 105 самым надежным в своем классе.
Ходовая часть
Автомобиль построен на прочной раме с продольным расположением силового агрегата. Среди отличий от «сотки» — наличие зависимой подвески спереди. Но также существовали модификации с торсионной передней подвеской. В качестве упругих элементов использовались винтовые пружины и гидравлические амортизаторы. Сзади – классический неразрезной мост.
Отметим, что, в зависимости от комплектации, «Тойота Ленд Круизер» могла оснащаться разным числом блокировок. Так, в версии STD была только центральная. Модели GXR1 имели уже две, а GXR2 – три блокировки дифференциала. Дополнительно последняя версия оснащалась штатно электрической лебедкой спереди.
Как ведет себя эта машина на ходу? Как отмечают отзывы владельцев, подвеска у 105-го кузова немного жестче, нежели у «сотки». Машина грубее реагирует на ямы и дорожные стыки. Однако некомфортной эту подвеску назвать нельзя. Машина по-прежнему отличается высокой плавностью хода. Но за мягкость приходится жертвовать боковыми кренами. В повороты машина входит тяжело, ввиду зависимой схемы подвески и высокого центра тяжести. А вот прямолинейную траекторию автомобиль держит отлично. На высоких скоростях машина едет как влитая – отмечают отзывы владельцев.
Стоимость
«Тойота Ленд Круизер» — один из немногих автомобилей, который после покупки можно продать за такую же стоимость. Это действительно факт: в среднем цена на эти модели снижается лишь на 5 процентов за год. Если говорить о нашем кузове, его можно приобрести за 1-1,5 миллиона рублей. Причем стоимость может иногда превосходить цену более роскошной «сотки». Но как правило, это уже подготовленные для оффроуда модели, с лебедкой, всеми блокировками и силовыми бамперами.
Несмотря на высокую стоимость, эти машины очень популярны на вторичном рынке. На них есть стабильный спрос. Поэтому даже поездив на такой машине месяц, продать ее не составит труда. Впрочем, таких владельцев мало. Поездив пару раз на «Круизере», задумываешься о постоянном владении таким внедорожником.
Проблемы ТЛК 105
Land Cruiser 105
Если ежедневно не эксплуатировать автомобиль, разъезжая по лесам, болотам, а хоть иногда выезжать на асфальт и давать ему отдышаться, то срок службы можно назвать неограниченным.
Правильное обслуживание, разумное отношения – гарантируют непревзойденную надежность Ленд Крузер 105.
Отправить двигатель на капитальный ремонт может только совсем уж наплевательское обращение с ним. Дизель до такого состояния может довести частая работа на топливе самого плохого качества. Бензиновый мотор подкинет проблем, если не соблюдать сроки замены масла.
При покупке на вторичном рынке Land Cruiser 105 следует проинспектировать состояние трансмиссии. На бездорожье с долгими пробуксовками происходит повышенный износ устройства блокирующего трансформатор. Часто деформируется плоскость, в которой действует блокировка. Если своевременно не устранить эту болячку, то сальник насоса начнёт сопливить маслом, это может стать причиной поломки втулки или самого насоса.
Land Cruiser 105 зимой
После зимней эксплуатации из-за обильного количества реагентов на дороге могут начать заедать блокирующие механизмы. Во избежание таких проблем необходимо раз в 150-200 тысяч километров пробега проводить переборку устройства.
При экстремальной езде вне дорог узел может деформироваться или дать течь.
Важно время от времени проверять состояние мостов. Своевременная диагностика поможет выявить назревающие проблемы на ранней стадии и устранить их с малыми затратами.
В остальном Ленд Крузер 105 проблем не доставляет, его ценят за ресурс и надёжность.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет «Тойота Ленд Круизер». Среди основных плюсов его можно выделить:
- Брутальную внешность.
- Стойкий к коррозии кузов.
- Ресурсный двигатель.
- Надежную трансмиссию.
- Неубиваемую подвеску.
- Просторный салон и вместительный багажник.
- Ликвидность на рынке.
Среди недостатков стоит подчеркнуть:
- Скромное оснащение салона.
- Дорогие запчасти.
- Высокий расход топлива.
- Излишнюю валкость и крены.
Этот автомобиль идеально подходит для тех, кто хочет надежный и комфортный внедорожник с хорошими характеристиками проходимости. Многие сомневаются, какой двигатель выбрать. Атмосферный дизель больше подойдет тем, кто любит побуксовать на бездорожье – тяги его хватает за глаза. Ну, а любителям более динамичной езды можно рекомендовать восьмицилиндровый мотор. Правда, в плане расхода топлива он вовсе не экономичен. Что касается коробки передач, для бездорожья лучше выбрать чистую механику. Любой автомат не любит перегревов, поэтому версии с АКПП в большей мере подойдут для эксплуатации по асфальтированной местности.