Адаптация дроссельной заслонки тойота королла 150 через obd

Разберем способы адаптации дроссельной заслонки без специальных средств в гаражных условиях, проверенные на многих моделях авто – все довольные.

Добрый день, дорогие друзья. Продолжаем разбираться с дроссельной заслонкой . В прошлый раз мы научились самостоятельно проверять датчик положения дросселя , сегодня посмотрим, как самостоятельно адаптировать ДЗ. Рассмотрим два способа, первый может не сработать на некоторых автомобилях, второй дает почти 100% результат. Большинство автовладельцев смогли такими методами решить проблемы с дросселем.

Как понять, что дроссель нуждается в «переобучении»

Необходимость адаптации возникает в таких случаях:

  1. Неустойчивый холостой ход;
  2. Высокие обороты мотора на ХХ или очень низкие на грани «вот-вот заглохнет»;
  3. При замене дросселя или его чистки;
  4. При обнаружении ошибки в блоке управления;
  5. При замене ЭБУ.

Были случаи, когда после длительного простоя или наступления холодов двигатель не хотел нормально заводиться или работать на холостых. То есть, буквально первая ночь морозов, а утром автомобиль не хочет нормально работать. Если нет у вас специального диагностического оборудования и программного обеспечения, то можно провести адаптацию самостоятельно.

На СТО данная услуга будет стоить от 700 до 1000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.

Зачем вам сразу платить деньги, если можно попробовать самому «обучить» дроссель?

Способ № 1 – танцы с бубном, аккумулятором и зажиганием

Прогреваем двигатель до рабочей температуры. Обычно достаточно 80-90 градусов и глушим мотор.

Отключаем АКБ, снимаем с него клемму . Это необходимо для обнуления параметров в блоке управления. По-простому – сбросить к заводским настройкам ЭБУ. Это позволит заново блоку передать значения заслонки в закрытом положении.

Ждем пять минут . Этого достаточно, чтобы блок управления полностью обесточился. Подкидываем клемму на аккумулятор. Не забываем затянуть её, чтобы был лучший контакт.

Включаем зажигание и ждем 30-40 секунд , ничего не трогая и не нажимая. В это время возможно услышите жужжание под капотом. Это адаптируется дроссель, моторчик двигает заслонку, определяя её положение и записывая данный в ЭБУ. Это характерно только для электрических и электромеханических ДЗ.

Выключаем зажигание и ждем 15 секунд . Спустя это время включаем зажигание, ждем, когда погаснут на приборной панели все индикаторы и заводим автомобиль. Проверяем работу двигателя на холостом ходу, обороты должны быть в норме.

Он может не сработать на автомобилях: Ауди с мотором ADR 1,8 литров, Opel Corsa, Octavia Tour 1,6 мотор akl, Гольф 4 поколения, Audi A4 ADL кузов B5. Все автомобили с энергонезависимой памятью, которую невозможно обнулить снятием клеммы с АКБ.

Если у вас не получилось обучить таким методом, напишите в комментариях свою модель автомобиля.

Необходимость адаптации ДЗ

Под данным определением понимается операция (или обучение), которая проводится для того, чтобы ЭБУ «знал», в каком положении находится дроссельная заслонка относительно степени нажатия педали акселератора. Данная процедура просто необходима при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах.

У большинства автомобилей марки «Тойота», «Лексус», «Мерседес», «Ниссан», «Ауди» адаптировать дроссельную заслонку необходимо, так как это позволяет устранить неисправность. Выполняется процедура в следующих случаях:

  • при критическом падении напряжения бортовой сети (отключился или полностью разрядился аккумулятор);
  • производилась замена ЭБУ;
  • выполнялась чистка заслонки со снятием дросселя;
  • при замене самого дроссельного модуля;
  • производилась замена педали акселератора, как правило, электронной.

Стоит заметить, что из-за слоя грязи меняется зазор между ДЗ и корпусом, а после чистки заслонки ее положение изменилось. Но об этом ЭБУ «не догадывается» и продолжает руководить подачей топлива согласно прежним показаниям (до операции очищения). Адаптация полностью устранит этот пробел и восстановит работоспособность двигателя.

Способ №2 – Танцы без бубна, но с педалью и зажиганием

Калибровку дроссельной заслонки можно разделить на три этапа:

  1. Обучение с отпущенной педалью газа;
  2. С полностью закрытым дросселем;
  3. Подача воздуха на холостом ходу.

Первым делом прогреваем двигатель автомобиля до рабочей температуры . Глушим мотор и ждем 10 секунд.

Этап первый

Убеждаемся, что педаль акселератора отпущена, на неё ничего не давит. Включаем зажигание на 2 секунды и выключаем его.

Дроссельная заслонка – ключевой элемент системы питания двигателя. Она регулирует количество подаваемого в цилиндры воздуха, что, в свою очередь, влияет на холостой ход и количество оборотов. Время от времени режим работы данной детали изменяется, поэтому необходимо поводить ее адаптацию. Более того, предварительно нужно чистить заслонку, иначе все старания могут оказаться бесполезными. К сожалению, далеко не каждый автомобилист знает, как осуществляются данные процедуры, хотя ничего сложного по факту они собой не представляют.

Адаптация на примере некоторых автомобилей

Другой способ, который рассмотрим на примере одной известной немецкой марки, тоже предполагает адаптацию без компьютера. Здесь следует прогреть двигатель до температуры примерно 70-99°C. Напряжение аккумулятора должно быть не менее 12,9 Вольт при неработающем двигателе. Схема действий относительно того, как адаптировать дроссельную заслонку на «Фольксвагене», будет примерно такова:

  • Прогрев и заглушив мотор, следует выждать небольшой промежуток (5-10 с.).
  • При отпущенной педали газа включить зажигание и подождать 3 секунды.
  • По истечении 3 секунд нужно 5 раз нажать на педаль акселератора до упора и отпустить обратно. Действовать быстро, так как на это дается всего 5 секунд.
  • После 5-го упражнения стоит выждать паузу.
  • Через 7 секунд снова нажать на педаль до упора и держать в таком положении, пока индикатор «CHEK» не начнет мигать (≈ 10 с.), затем должен гореть постоянно (еще ≈ 20 с.).
  • Когда индикатор будет гореть постоянно, досчитать до трех и только после этого отпустить педаль.
  • Произвести запуск двигателя (при необходимости повторить), выждать паузу секунд 20, затем слегка газануть (2000-3500). Если на ХХ тахометр показывает 700 оборотов (+- 50), значит, адаптация произведена успешно.

При этом необходимо точно придерживаться временных промежутков каждого шага настройки. Только так обучение ЭБУ пройдет гладко. Но перед этим стоит изучить особенности адаптации и возможность ручной процедуры для своего автомобиля. Возможно, только специалисты СТО смогут помочь.

Демонтаж дросселя

Перед чисткой и обучением необходимо снять механизм дроссельной заслонки. Сделать это на Toyota Corolla в кузовах E120 и E150 довольно просто. Начиная с 2002 года, производитель стал устанавливать 1.6-литровые силовые агрегата на все автомобили серии, поэтому процесс демонтажа для них одинаков.

Несколько отличается порядок на Королла Филдер, поскольку в качестве некого ответвления от главной серии универсал появился в 2000 году. Тем не менее разница несущественна, и заключается она лишь в принципе работы дросселя, который является механическим, поэтому электронный датчик искать не стоит.

На более поздних моделях, начиная с Короллы 2008 года, и системы были унифицированы, и теперь на всех силовых установках имеется электронный дроссель.

Под капотом двигатель расположен в открытом виде, поэтому найти необходимые элементы не составит труда. Те водители, кто знакомится с мотором впервые и не знает, как выглядит та или иная комплектующая, могут увидеть множество фото в интернете, которые в подробностях показывают все внешние особенности той или иной детали. Первым делом нужно снять патрубок воздушного фильтра, который расположен по левую сторону от силового агрегата и по правую от газораспределительного механизма. Чтобы отсоединить сам дроссель, достаточно открутить четыре болта, которыми деталь крепится к ГРМ. Теперь можно приступать к чистке дроссельной заслонки Тойота Королла 150, которая для и моделей 120 будет одинаковой.

Чистка дроссельной заслонки

В первую очередь для чистки детали нужно купить моющую жидкость для карбюратора. Стоит она порядка 200–300 рублей за баллончик, поэтому о дороговизне вопроса не стоит волноваться. Кроме того, понадобится сухая тряпка, которая не должна оставлять никаких ворсинок. Итак, как почистить дроссельную заслонку? Все очень просто.

На деталь необходимо распылить приобретенную жидкость и аккуратно протереть тряпкой. До полного удаления загрязнений и налетов стоит повторить процедуру несколько раз.

Многие автомобилисты задаются вопросом: «Мы чистим впускной коллектор, а работа двигателя не улучшается. Что мы делаем не так?» Дело в том, что данную деталь вовсе не нужно трогать. Конечно, лишняя промывка не причинит вреда, однако тратить время на нее не нужно. Налет, образующийся в коллекторе, незначителен, в силу чего он ни в коем случае не мешает.

Как же часто следует чистить дроссельную заслонку? Ответить на этот вопрос точным числом нельзя, поскольку осуществлять данную процедуру рекомендует каждый раз, когда производится замена моторного масла. Кто-то делает это два раза в год, а кто-то раз в два года. Через сколько меняется смазочный материал, через столько и нужно менять.

Чистка ДЗ

Если причиной нестабильной работы двигателя является грязная заслонка, стоит переходить к ее чистке. Для этого можно обратится в надежное СТО. Среди большого количества мастерских можно найти ту, которая специализируется на конкретных марках (Audi, Volkswagen, Toyota, Mercedes и прочие). Однако владелец может проделать всю работу самостоятельно, поскольку большого опыта и навыков в этом деле не требуется.

На станциях техобслуживания стоимость процедуры может зависеть от ряда факторов:

  • сложность работ – у некоторых автомобилей для доступа к ДЗ потребуется демонтаж многих деталей;
  • уровень обслуживания СТО – как правило, чем крупнее организация, тем дороже;
  • месторасположение – в крупных мегаполисах можно оставить больше денег, чем в периферии.

Очистка ДЗ представляет собой несложную процедуру, после которой обычно нужно задумываться над тем, как адаптировать дроссельную заслонку на «Ниссане» либо любом другом авто.

Любой владелец автомобиля может выполнить данную процедуру самостоятельно. Здесь не требуется особых знаний и умений. Все, что нужно, чтобы добраться до заслонки – это инструменты и ветошь (лучше мягкая). Также не обойтись без специального средства – в основном используется очиститель для карбюратора «Карбклинер» (CARB Cleaner).

Адаптация дроссельной заслонки

После того, как водителю благополучно удалось прочистить деталь, нужно собрать весь механизм в обратном порядке, а затем перейти к главной процедуре.

Обучение должно проводиться лишь при соблюдении ряда предварительных условий. Для начала силовой агрегат нужно прогреть до рабочей температуры. Затем следует отключить всю электронику (фары, ДХО, аудиосистему и прочее). Машина должна находиться на ровной поверхности, поскольку для адаптации понадобится перевести рычаг коробки передач на «нейтралку».

После того, как автомобиль был подготовлен, следует приступать к обучению. Сначала на 5 минут нужно отсоединить клемму аккумулятора. Подождав 5 минут, необходимо вернуть ее на место. Далее проворачивается зажигание, однако сам двигатель запускать не требуется. После того, как на приборной панели загорятся все указатели, нужно подождать 30 секунд.

Оставив зажигание на месте, следует снова отсоединить клемму с аккумулятора на то же время, потом вернуть ее на место, запустить двигатель и подождать 15 минут.

В результате обороты холостого хода отрегулируются, и подача воздуха нормализуется.

Топливная система или загрязненный впуск?

При упоминании загрязненного впуска, многие водители во всех бедах сразу же начинают подозревать топливные форсунки. Надо сказать, что подобное опасение имеет место, но, увы, оно далеко не всегда подтверждается. Давайте для начала разберем симптомы, связанные с неисправной топливной системой и загрязненным впуском. Итак, при неисправной топливной системе на автомобиле могут возникать следующие проблемы:

  • затрудненный пуск;
  • «троение» двигателя, как на холостых оборотах, так и во время езды;
  • значительное снижение тяги;
  • медленный набор скорости;
  • машина может часто глохнуть;
  • на приборной панели появляется значок «Check Engine».

Далеко не маленький набор проблем, не правда ли ? При неисправной топливной системе все эти проблемы могут возникать как по отдельности, так и все вместе. Тем не менее, подобные неисправности характерны не только в случае неисправной топливной системы, но в 70% случаев, при наличии нескольких симптомов из вышеперечисленных проблема как раз-таки заключается в неисправном бензонасосе или топливных форсунках. Такую проблему сложно решить самостоятельно, т. к. для этого потребуется помощь квалифицированного специалиста и диагностика электронного блока управления (ЭБУ) с помощью специального сканера.

Проблему же с загрязненным впуском решить значительно проще, для этого не потребуется разбирать топливную рампу и т. д., достаточно будет открутить несколько винтов, отсоединить электропроводку и снять несколько патрубков. Также стоит заметить, что проблема «загрязненного впуска» не отображается на приборной панели индикатором «Check Engine», но так происходит только в случае исправной работы датчиков (ДПДЗ и ДМРВ).

Давайте рассмотрим симптомы, связанные с загрязненным впуском:

  • высокие холостые обороты в момент запуска, которые не опускаются ниже определенной отметки (обычно — обороты не падают ниже 1200-1500, реже — 900-1100);
  • повышенный расход топлива (может доходить от 0.5 до 1.0 литра, в зависимости от состояния мотора);
  • плохая отзывчивость на педаль газа «машина тупит, едет не на полную мощность».

Помните, что если подобные симптомы появились на вашей машине, но на приборной панели не горит контрольная лампа «Check Engine», а при диагностике сканеры не выявляют ошибок — в 95% случаев проблема заключается в загрязненной дроссельной заслонке.

Элементы системы управления дизельных двигателей

Электронный блок управления двигателем

Снятие и установка

1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

Внимание:

Подождите не менее 90 секунд после отсоединения отрицательной (-) клеммы аккумулятора для предотвращения срабатывания подушки безопасности или преднатяжителей.

2. Снимите декоративную крышку двигателя, отцепив 4 фиксатора.

3. Снимите крышку корпуса воздушного фильтра:

  • Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.
  • Отсоедините хомут электропроводки.
  • Отцепите 3 фиксатора и снимите крышку корпуса воздушного фильтра.

4. Отцепите хомут электропроводки, отверните три болта крепления и снимите корпус воздушного фильтра.

5. Снимите электронный блок управления двигателем:

Отверните 3 болта крепления кронштейна ЭБУ двигателя.

Отцепите два рычажка, вжав фиксаторы, и отсоедините два разъема ЭБУ двигателя.

*НажатьФиксатор*

Примечание

:

После отсоединения разъемов убедитесь в том, что на них не попадают грязь, пыль и посторонние частицы.

  • Снимите электронный блок управления двигателем с кронштейном.
  • Отверните 4 винта и снимите два кронштейна с ЭБУ двигателя.

6. Установка производится в порядке, обратном снятию.

Дроссельная заслонка дизельного двигателя

Проверка датчика положения дроссельной заслонки

1. Подсоедините диагностический прибор к разъему DLC3.

2. Включите зажигание.

3. Включите диагностический прибор.

4. Выберите следующие параметры: Силовой агрегат / Двигатель и трансмиссия / Список данных / Положение дроссельной заслонки (Powertrain / Engine and ECT / Data List / Throttle Position).

5. При полностью открытой дроссельной заслонке проверьте соответствие отображаемых прибором значений спецификации.

Примечание

:

Отображаемое на дисплее значение: не менее 60%.

Внимание:

Во время проверки коробка передач должна находиться в нейтральном положении.

Проверка дроссельной заслонки

1. Выключите зажигание.

2. Подождите не менее 5 секунд после выключения зажигания.

Примечание

:

Убедитесь в том, что выключили зажигание перед выполнением проверки. Положение полного закрытия дроссельной заслонки достигается после выключения зажигания.

3. Подсоедините диагностический прибор к разъему DLC3.

4. Включите зажигание.

5. Включите диагностический прибор.

6. Войдите в следующее меню: Силовой агрегат / Двигатель и трансмиссия / Список данных / Угол открытия дроссельной заслонки (Powertrain / Engine and ECT / Data List / Diesel Throttle Angle).

7. Проверьте соответствие отображаемого значения спецификации (-5~5%.). Если результаты не соответствуют норме, замените корпус дроссельной заслонки в сборе.

8. Войдите в следующее меню: Силовой агрегат / Двигатель и трансмиссия / Список данных / Полное закрытие дроссельной заслонки (Powertrain / Engine and ECT / Data List / Throttle Valve Fully Closed).

9. Проверьте соответствие норме отображаемое прибором значение при полностью закрытой дроссельной заслонке (14.25~21.25°). Если результаты не соответствуют норме, замените корпус дроссельной заслонки в сборе.

Снятие и установка дроссельной заслонки

1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

Внимание:

Подождите не менее 90 секунд после отсоединения отрицательной (-) клеммы аккумулятора для предотвращения срабатывания подушки безопасности или преднатяжителей.

2. Снимите декоративную крышку двигателя, отцепив 4 фиксатора.

3. Отверните 4 болта, отцепите 12 зажимов и снимите нижнюю крышку двигателя.

4. Ослабьте два хомута и снимите воздуховод №3 с корпуса дроссельной заслонки и воздуховода №2.

5. Снимите корпус дроссельной заслонки в сборе:

  • Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки.
  • Отсоедините разъем привода дроссельной заслонки.
  • Отверните две гайки и два болта крепления и снимите корпус дроссельной заслонки с прокладкой.

6. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Неисправности впуска, как быть и что делать ?

Обычно, неисправности, связанные с дроссельной заслонкой на тойота королла 150 возникают на больших пробегах (свыше 100 000 — 120 000 км). Однако бывают случаи, когда неисправности дроссельного узла возникают на небольших пробегах (в районе 60 000км), в таком случае причинами этих неисправностей могут быть:

  • бракованная деталь в дроссельном узле (ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки) — практически не встречается;
  • т. н «забрасывание» дроссельного узла (со стороны ГБЦ) продуктами выхлопных газов из-за системы вентиляции картерных газов — распространенная проблема;
  • использование некачественного воздушного фильтра или его загрязнение (из-за несоблюдения ТО) — встречается редко.

При возникновении проблем, связанных с неисправностью дроссельного узла не стоит паниковать раньше времени, т. к. эти проблемы легко решаются своими руками, потребуется лишь только немного времени и инструментов. Тем не менее прежде чем приступать к разборке дроссельного узла в первую очередь настоятельно рекомендуем провести диагностику электронных систем управления (либо в сервисе, либо самостоятельно с помощью сканера).

А всех тех, кто отважился на ремонт дроссельного узла своими руками предупреждаем, что наша редакция не несёт ответственности за ваши действия! Все работы вы выполняете на свой страх и риск!

Пути решения проблем следующие:

  • при всех исправных датчиках (ДПДЗ и ДМРВ) дроссельный узел снимается с автомобиля, потом промывается, после чего устанавливается обратно и выполняется адаптация/обучение дроссельной заслонки;
  • при неисправном датчике ДПДЗ следует заменить дроссельный узел на новый (т. к. датчик ДПДЗ установлен непосредственно в корпусе дроссельного узла);
  • при неисправном датчике ДМРВ следует выполнить его промывку или замену на новый.

Проверку работоспособности датчиков можно произвести с помощью сканера, если ошибок нет — дополнительно проверить при помощи мультиметра/осциллографа. Более подробную информацию о показателях датчиков можно найти в инструкции к автомобилю.

  • дроссельный узел в сборе (с ДПДЗ): б/у — от 3000р, новый — от 6500р;
  • датчик ДМРВ (MAF): б/у — от 1500р, новый — от 4500р.

Принцип работы датчиков положения заслонки

Зная разновидности датчиков дроссельной заслонки, рассмотрим их конструктивные особенности и принцип работы. Для начала рассмотрим контактный датчик или пленочно-резистивный.

Свое название пленочный этот элемент получил благодаря использованию конструктивной детали в виде пленки. На пленке расположена дорожка, по которой перемещается подвижный элемент — ползунок. Составляющими деталями контактного потенциометра являются:

  1. Корпус, изготовленный из пластика
  2. Пленочное сопротивление. С одной стороны на стальную пластину подается положительный заряд, а с другой отрицательный
  3. Подвижный элемент — ползунок, который соединен с дроссельной заслонкой

Принцип работы детали заключается в том, что на дорожку подается постоянное напряжение при включенном зажигании и работающем моторе. Когда дроссельная закрыта при работающем двигателе на холостом ходу, на выходе третьего контакта величина напряжения не превышает 0,7В. Как только водитель нажимает на газ, происходит изменение положения заслонки. С перемещением заслонки происходит движение ползунка по резистивной дорожке. При открытии заслонки снижается сопротивление, а значит увеличивается напряжение на третьем сигнальном контакте датчика. При полностью открытой дроссельной заслонке величина напряжения на сигнальном проводе составляет 4В.

https://youtube.com/watch?v=yzsa66o5pM4%3F

Снимаемая величина напряжения посредством сигнального провода поступает на ЭБУ. Контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от величины открытия дросселя. С течением времени происходит износ ползунка и пленочного резистивного элемента, поэтому датчик выходит из строя и нуждается в замене. Ремонту эта деталь не подлежит, и при ее поломке, требуется замена.

Это интересно!Чаще всего из строя выходит датчик по причине истирания дорожки. В таком случае может вовсе не изменяться напряжение при работе двигателя или изменяться с резкими перепадами, что зависит от характера неисправности.Контактный датчик положения дроссельной заслонки имеет иную конструкцию, а значит, и другой принцип работы.

В основе функционирования ДПДЗ бесконтактного типа лежит эффект Холла. За счет использования этого, рассматриваемый элемент лишился контактов, откуда и получил соответствующее название. Вместо контактной пластины, в конструкции применяется постоянный магнит. В корпус датчика встроена интегральная микросхема, работающая по принципу эффекта Холла. Задача этой микросхемы заключается в том, чтобы считывать изменения магнитного поля, что достигается посредством изменения положения постоянного магнита.

Постоянный магнит крепится к дроссельной заслонке. Когда заслонка открывается, происходит одновременное перемещение магнита. Изменения положения магнита фиксируются при помощи микроконтроллера. Фиксируемые значения микроконтроллером преобразуются соответственно в электрический сигнал. Величина подающего напряжения аналогична контактному датчику. Именно поэтому контактный датчик можно совершенно свободно и без доработок заменить на бесконтактный.

Это интересно!К ряду достоинств бесконтактного элемента стоит отнести большой ресурс работы за счет отсутствия трущихся деталей. Из недостатков надо отметить стоимость, которая в 2 раза выше обычного контактного ДПДЗ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]