Ошибка P0120 — Датчик “А” положения дроссельной заслонки — неисправность электрической цепи


Каковы симптомы ошибки P0120?

  • При появлении данной ошибки на приборной панели автомобиля загорится индикатор Check Engine. ECM переведет двигатель в аварийный режим и прекратит протекание тока в привод дроссельной заслонки. При этом угол открытия дроссельной заслонки будет составлять не больше 6 градусов.
  • Могут возникнуть проблемы с управлением впрыском топлива и моментом зажигания.
  • Возможно снижение мощности двигателя из-за медленной реакции дроссельной заслонки на изменение положения педали акселератора.
  • Двигатель может работать на более высоких оборотах на холостом ходу, но при этом автомобиль не будет ускоряться должным образом.

Примечание: симптомы данной ошибки могут варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля.

На каких автомобилях чаще встречается данная проблема

Проблема с кодом P0120 может встречаться на различных машинах, но всегда есть статистика, на каких марках эта ошибка присутствует чаще. Вот список некоторых из них:

  • Audi
  • BMW (БМВ E46)
  • Chery (Чери Тигго)
  • Chevrolet (Шевроле Тахо)
  • Citroen
  • Daewoo (Дэу Матиз)
  • Fiat
  • Ford (Форд Мондео, Фокус)
  • Hover
  • Hummer H2
  • Hyundai (Хендай Портер, Санта фе, Терракан)
  • Infiniti (Инфинити qx4)
  • Kia
  • Lexus (Лексус rx300, sc430)
  • Mazda
  • Mercedes (Мерседес w203, w211)
  • Mitsubishi (Митсубиси Галант, Каризма, Лансер, Монтеро, Паджеро, Цедия)
  • Nissan (Ниссан Альмера, Ванетт, Вингроад, Кашкай, Куб, Марч, Примера, Санни, Х-Трейл)
  • Opel (Опель Астра, Вектра, Виваро, Зафира, Корса, Омега)
  • Peugeot (Пежо 206, 307, 406)
  • Renault (Рено Дастер, Лагуна, Логан, Мастер, Меган, Сандеро, Симбол, Сценик)
  • Ssangyong (Саньенг Кайрон)
  • Suzuki
  • Toyota (Тойота Камри, Королла, Ленд Крузер, Марк 2, Солара, Такома)
  • Volkswagen
  • ВАЗ

С кодом неисправности Р0120 иногда можно встретить и другие ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: P0110, P0115, P0121, P0122, P0123, P0124, P0220, P0300, P0340, P0420, P1122, P1410, P1516, P1550, P1705, P2135, B0136, B1421, B1431.

Как механик диагностирует ошибку P0120?

При диагностировании данной ошибки механик выполнит следующее:

  • Считает все сохраненные данные и коды ошибок с помощью сканера OBD-II, чтобы выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилась ошибка P0120
  • Очистит коды ошибок с памяти компьютера и проведет тест-драйв автомобиля, чтобы выяснить, появляется ли ошибка P0120 снова
  • Визуально осмотрит электрические провода и соединители, относящиеся к датчику “А” положения дроссельной заслонки, на предмет ослабления и наличия повреждений
  • Сравнит показания датчиков “А” и “B” положения дроссельной заслонки, используя сканер, и при необходимости заменит неисправный датчик

Причины возникновения ошибки

Код P0120 может означать, что произошла одна или несколько следующих проблем:

  • Обрыв цепи датчика положения дроссельной заслонки или плохое электрическое соединение.
  • Жгут проводов датчика положения дроссельной заслонки имеет обрыв или закорочен на массу либо другой провод.
  • Коррозия разъема MAP или TPS.
  • Неисправен датчик положения дроссельной заслонки.
  • Заедание возвратной пружины дроссельной заслонки.
  • Неисправен модуль управления двигателем (PCM).

Частые ошибки при диагностировании кода P0120

  • Пренебрежение визуальным осмотром датчика “А” положения дроссельной заслонки, а также соответствующих электрических проводов и разъема
  • Пренебрежение проверкой наличия кода ошибки с помощью сканера, очисткой кода с памяти компьютера и повторной проверкой системы перед выполнением каких-либо ремонтных работ
  • Поспешная замена датчика “А” положения дроссельной заслонки
  • Пренебрежение проверкой показаний и рабочих характеристик датчиков “А” и “B” положения дроссельной заслонки до начала ремонтных работ и после их завершения

Работы датчика дроссельной заслонки

Датчик фиксирует угол положения дроссельной заслонки, это и является его основной задачей. Работает он по бесконтактному принципу на основе эффекта Холла. Устройство можно найти непосредственно на корпусе дросселя.

Такое конструктивное решение сыграло решающую роль в надежности устройства и точности передаваемых им измерений.

Датчик дроссельной заслонки (ДДЗ) имеет и другое обозначение TP или TPS по английской аббревиатуре. Он может быть с механическим и электрическим приводами.

Работу ДДЗ обеспечивают две дополняющие друг друга цепи — VTA1 и VTA2.

Напряжение сигнала, поступающего от первой цепи, в зависимости от угла положения дроссельной заслонки (ДЗ), меняется, тем самым ЭБУ понимает в каком положении ДЗ находится в определенный момент времени.

Цепь VTA2 является контролирующей и следит, чтобы в первой цепи не было сбоев.

Диапазон показаний напряжения, поступающего от датчика к ЭБУ, в зависимости от модели авто, может отличаться, но, как правило, это от 0 В (или 0.45) при закрытой и до 5 Вольт при полностью открытой заслонки.

Получаемую информацию ЭБУ использует для:

  1. Создания правильной топливовоздушной смеси на определенных режимах работы двигателя.
  2. Регулировки оборотов.
  3. Увеличения подачи топлива.

Подробности в видео.

Дополнительные комментарии для устранения ошибки P0120

  • Вместе с ошибкой P0120 могут также появляться другие коды ошибок, связанные с датчиком положения дроссельной заслонки, которые необходимо обязательно рассмотреть и устранить.
  • Наиболее распространенной причиной возникновения ошибки P0120 является неисправность датчика положения дроссельной заслонки, который неправильно фиксирует угол открытия дроссельной заслонки.
  • Как правило, при появлении ошибок, связанных с датчиком положения дроссельной заслонки, активируется аварийный режим, и симптомы таких ошибок практически одинаковы.

Методы проверки и решения

Метод исправления поломки необходимо выбирать на основании анализа причин, которые к ней привели. В частности, нужно проверить перечисленные ниже узлы.

Датчик дроссельной заслонки. Как указывалось выше, датчик является частью заслонки, поэтому его демонтаж невозможен. Следовательно, в большинстве случаев имеет смысл снять весь узел, сделать ревизию. Однако выполнять такие работы необходимо лишь в случае, если вы четко представляете алгоритм процедуры. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис или на станцию технического обслуживания. Некоторые автовладельцы также советуют выполнить проверку системы вентиляции картерных газов автомобиля. Если датчик неисправен, то его ремонт вряд ли возможен. В самом худшем варианте необходимо купить новый узел дроссельной заслонки и заменить его. Чтобы сократить денежные затраты, имеет смысл купить бывший в употреблении агрегат (например, на автобазаре или сервисах, занимающихся разборкой старых автомобилей).

Исключение составляют имеющиеся в продаже датчики положения дроссельной заслонки, предназначенные для дросселей с механическим управлением. То есть, с использованием тросика от педали газа. В этом случае можно купить новый датчик и заменить его.

Узел дроссельной заслонки. Отмечается, что часто причиной возникновения в ЭБУ ошибки Р0120 является грязная заслонка. Также возможен вариант, что в ее рабочую зону попал какой-нибудь посторонний предмет (мусор). В таком случае необходимо выполнить ревизию дроссельной заслонки и ее чистку. Процедура это несложная и с ней легко справится даже начинающий автовладелец. Для чистки имеет смысл воспользоваться специальными чистящими составами, например, средствами для чистки карбюраторов.

Если чистка заслонки не помогла, то необходимо делать дополнительную диагностику. В частности, проверить состояние двигателя заслонки и состояние возвратной пружины. К сожалению, ремонт заслонки не всегда возможен, и на многих автомобилях этот узел считается вовсе неремонтопригодным (например, на некоторых моделях Рено). Поэтому, чтобы гарантированно избавиться от ошибки P0120 зачастую приходится покупать и устанавливать новую дроссельную заслонку.

При выполнении ремонтных работ некоторые автовладельцы также советуют демонтировать коллектор, чистить его, выполнить ревизию прокладкам (колечкам, при необходимости заменить), смазать их герметиком.

Электронный блок управления двигателем. В редких случаях сложная электроника дает сбой по причине аппаратных или программных ошибок. Актуально, в частности, для моделей, у которых ЭБУ находится в непосредственной близости к блоку цилиндров (например, для некоторых моделей Opel). Вследствие этого электронный блок нагревается и может выдавать неверные сигналы. Это касается не только ошибки P0120, но и многих других.

Поэтому в случае, если ЭБУ “заглючил”, то он будет выдавать не одну, а несколько ошибок. При подозрении на такую поломку самостоятельная диагностика и ремонт невозможны. Упомянутые процедуры необходимо выполнять в сервисных центрах, с использованием специального дополнительного оборудования.

Для справки приведем данные о значении напряжения выходного сигнала в цепи VTA1 датчика положения дроссельной заслонки. Данные актуальны для автомобиля Toyota RAV4, однако у других машин значения будут идентичны или отличаться незначительно. Итак:

  • педаль акселератора полностью отпущена — 0,5…1,1 В;
  • педаль акселератора полностью нажата — 3,3…4,9 В.

Электрические цепи датчика. Самый простой и действенный метод диагностики заключается в использовании программного обеспечения для считывания неполадок с ЭБУ. Таких программ существует много, соответственно, интерфейсы у них тоже разные, поэтому описывать их работу не имеет смысла. С их помощью необходимо узнать напряжение на цепях VTA1 и VTA2 в различных ситуациях (в том числе аварийном режиме и на разных оборотах работы двигателя).

Приведем пример для уже упомянутой машины Toyota RAV4, схему подключения датчика которой вы можете видеть на рисунке. Так, возможны следующие ситуации:

Положение заслонки (VTA1), при отпущенной педали акселератораПоложение заслонки №2 (VTA2), при отпущенной педали акселератораПоложение заслонки (VTA1), педаль акселератора нажатаПоложение заслонки №2 (VTA2), педаль акселератора нажатаНеисправный участок
0-0,2 В0-0,2 В0-0,2 В0-0,2 ВОбрыв в цепи VC
4,5-5,0 В4,5-5,0 В4,5-5,0 В4,5-5,0 ВОбрыв в цепи E2
0-0,2 В, или 4,5-5,0 В2,4-3,4 В (в аварийном режиме)0-0,2 В, или 4,5-5,0 В2,4-3,4 В (в аварийном режиме)Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи VTA1
0,7-1,3 В (в аварийном режиме)0-0,2 В, или 4,5-5,0 В0,7-1,3 В (в аварийном режиме)0-0,2 В, или 4,5-5,0 ВОбрыв или короткое замыкание на массу в цепи VTA2
0,5-1,1 В2,1-3,1 В3,3-4,9 В (не в аварийном режиме)4,6-5,0 В (не в аварийном режиме)Цепь датчика TP работает нормально

Помните, что после непосредственного устранения поломки обязательно нужно удалить информацию об ошибке из памяти электронного блока управления двигателем. В некоторых случаях сведения пропадают сами, однако если это не произошло в автоматическом режиме, то нужно сделать это принудительно. Возможны два варианта.

Первый заключается в использовании программного обеспечения, с помощью которого была получена информация об ошибке. Программы имеют функцию очистки памяти ЭБУ. Второй вариант более простой, и заключается он в отсоединение на 10…15 секунд минусовой клеммы аккумуляторной батареи. Такая операция отключит ЭБУ, а после его повторного включения он перезагрузится и в нем будет свежая информация о состоянии узлов автомобиля. Предпочтительнее, конечно, пользоваться первым вариантом, однако если у вас нет сканера с программным обеспечением, то вполне можно воспользоваться и вторым вариантом.

Диагностика неисправности, которая вызвала появление ошибки Р0120, при наличии сканера чтения ошибок, не составляет большого труда. Как показывает практика, для устранения неисправности зачастую достаточно просто сделать ревизию и почистить узел дроссельной заслонки. И лишь в редких случаях приходится менять дроссель целиком вместе с датчиком положения дроссельной заслонки.

Заключение

Ошибка дроссельной заслонки с кодом P0120 не является критичной, и при ее возникновении автомобилем вполне можно пользоваться. Однако с ней электронный блок управления двигателем переводит мотор в аварийный режим, при котором отсутствует возможность динамичного разгона и полного набора мощности. Поэтому водить машину в таких условиях затруднительно.

Следовательно, при малейшей возможности имеет смысл провести ревизию узла дроссельной заслонки и при необходимости выполнить ремонтные работы по устранению ошибки. И не забудьте после этого удалить ошибку из памяти ЭБУ.

Существующие варианты ошибки

Существует четыре вида ошибки p0120.

При диагностике программа сканирования обозначает их следующим образом:

  1. 2009 (001) M16/6 («Throttle valve actuator» или «Привод дроссельной заслонки») Actual value potentiometer или «Фактическое значение потенциометра», Adaptation [p0120] (ошибка адаптации).
  2. 2009 (004) M16/6 («Throttle valve actuator» или «Привод дроссельной заслонки») Actual value potentiometer или «Фактическое значение потенциометра», Adaptation Emergency running [p0120] (ошибка запуска адаптации).
  3. 2009 (008) M16/6 («Throttle valve actuator» или «Привод дроссельной заслонки») Actual value potentiometer или «Фактическое значение потенциометра», N3/10 (ME-SFI [ME] control unit) [p0120] (исполнительный механизм дроссельной заслонки).
  4. 2009 (002) M16/6 («Throttle valve actuator» или «Привод дроссельной заслонки») Actual value potentiometer или «Фактическое значение потенциометра», Return spring [p0120] (ошибка возвратной пружины).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]