Осовремененный внедорожник Toyota Land Cruiser FJ40 оценили в 200 тысяч долларов


19 июня 11:56 2017 by Алексей Дмитриев
724

Классические внедорожники Totota Land Cruised FJ стали легендой еще при жизни. Более того, в странах Латинской Америки и юго-восточной Азии, оригинальные FJ40 до сих пор бегают по дорогам и служат в качестве «рабочих лошадок» на каждый день.

Сегодня они обретают вторую жизнь в реставрационных цехах фирмы FJ Company из Майами. Я напросился в гости к ребятам, чтобы узнать секреты восстановления автомобилей, которые были выпущены за несколько лет до моего рождения.

Рождение легенды

После второй мировой войны почти все внедорожники имели военную родословную. Япония только строила свою автомобильную промышленность, поэтому компания Toyota взяла за основу американский Wyllis и в 1953 году выпустила свой первый внедорожник Toyota Jeep.

После нескольких обновлений, появилась Toyota FJ40, которая стала первой по-настоящему самобытной моделью. Именно этот момент можно считать рождением легендарного имени Land Cruiser. Модель быстро завоевала популярность в странах юго-восточной Азии, Латинской Америки и даже в США. В Японии FJ40 выпускалась до 1984 года, но модель оказалась настолько популярна, что её производство продолжилось в Бразилии под именем Bandeirante вплоть до 2001 года.

Длиннобазная Toyota FJ45 1967 года для американского рынка

В те времена двигатели Тойота могли спокойно проехать до миллиона километров. Современные автомобили, дай бог, проедут 100 тысяч без особых проблем. Ресурс многих ограничивается пробегом в 250 тысяч километров.

Когда видишь сорокалетние Тойоты, которые до сих пор передвигаются своим ходом, понимаешь, что именно тогда, во второй половине прошлого века, Toyota заработала себе репутацию производителя неубиваемых автомобилей.

История модели

Концерн Toyota занимал уверенные позиции на автомобильном рынке 50-х годов прошлого столетия после появления 20 серии Land Cruiser, но с выходом машины 40 series репутация компании еще укрепилась. Инженеры модернизировали двигатель, увеличив мощность до 125 л. с. В верхней части решетки радиатора автомобиля появилось название Toyota.

Этапы совершенствования Toyota Land Cruiser J40:

  1. В 1963 году произведен рестайлинг внешнего и внутреннего вида автомобиля: маркировка Toyota переместилась внутрь решетки радиатора, видоизменились руль и приборная панель.
  2. В 1968 году автомобилисты смогли по достоинству оценить регулировку сидений и преимущества зеркал заднего вида. В интерьере Ленд Крузера 40 серии появился козырек, защищающий от ослепления солнечными лучами. Панель оснастили пластиковым козырьком, снизу закрыли обшивкой.
  3. В 1973 году на Тойоту устанавливают дизель серии В. Отличительным признаком модели с дизельным двигателем стал шильдик Diesel на решетке радиатора.
  4. В 1975 году конструкторы автоконцерна усовершенствовали бензиновый двигатель, увеличив мощность до 135 л. с. Это стало возможным благодаря увеличению его объема с 3878 см3 до 4230 см3.
  5. В 1979 году претерпела изменения форма радиаторной решетки. Тойота Ленд Крузер 40 серии получила гидроусилитель руля, дисковый и стояночный тормоза. Ездить в автомобиле стало безопаснее. Водитель и пассажиры чувствовали себя в салоне комфортно. Для удобства автолюбителей на машину установили большой топливный бак, вмещающий 85 литров топлива.
  6. В начале 80-х на удлиненное шасси Тойота Ленд Крузера (2730 мм) установили новый кузов. Чуть позже колеса обрели покрышки радиального типа.

Дата выпуска последнего японского автомобиля Тойота Ленд Крузер 40 серии – 7 октября 1984 года. В Бразилии выпуск автомобилей данной модели производился под маркировкой Bandeirante вплоть до 2001 года.

Гаражный бизнес

Глава FJ Company Нельсон Калле в детстве проводил много времени с дедушкой, который за свою жизни вменил всего два автомобиля и оба эти автомобиля были Toyota FJ40. Первый был выпущен в 1968 году, а второй в 1982. Каждые выходные на протяжении 10 лет он с братом и сестрой катался на заднем сидении Лэнд Крузера.

Когда дедушки не стало, Нельсон вместе со своим братом Хуаном и двоюродным братом Хайме решил восстановить Тойоту до первоначального состояния. В итоге, результат так впечатлил Хуана, что тот решил выкупить FJ40 и отправить к себе домой в Майами. Так сама собой родилась компания по реставрации Toyota FJ.

Нельсон Калле FJ Company

Идем в гости

Кейт Эннис (Keith Ennis)

В офисе компании в Майами нас встретил директор по продажам и закупкам Кейт Эннис (Keith Ennis). Он всю жизнь увлекается спортивными классическими автомобилями. Так на одном из автошоу он познакомился с братьями Калле, а потом они стали партнерами в деле восстановления классических внедорожников Toyota.

Сегодня FJ Company способна реставрировать до 120 машин в год. На одну машину уходит 8-10 месяцев. График очень строгий и компания гарантирует, что цена не изменится, а в случае нарушения сроков, все деньги будут возвращены.

«В самом худшем случае клиент услышит от меня, что мы берем еще неделю на испытание готового автомобиля. Компания за свою 5-летнюю историю ни разу не нарушила сроков», – говорит Кейт.

Донорами для восстановления преимущественно выступают машины из центральной Колумбии. Там очень сухой климат и машины сохраняются в хорошем состоянии многие годы.

Основная реставрационная мастерская тоже находится в Колумбии и на это есть свои причины. Во-первых, братья Калле родом из Колумбии. Во-вторых, в этой стране Toyota FJ40 очень популярна и там много профессионалов, способных работать с этой моделью.

Реставрация начинается с поиска подходящего экземпляра. У FJ Company есть свои критерии, которым должен соответствовать «донор», но среди основных: японское производство, минимальная коррозия, целостность рамы, оригинальный мотор и редуктор. Кроме этого, заказчик может найти машину самостоятельно, либо предоставить свою собственную.

Такие автомобили колесят по дорогам Колумбии до наших дней

Работа начинается с полной разборки автомобиля, включая демонтаж стекол и оконных рамок. Детали сортируются и хранятся на специальных стойка. Если деталь не может быть восстановлена, то она заменяются новой.

Двигатель перебирается и получает новый карбюратор (или инжектор), новый стартер, насосы (масло, вода, топливо), электронное зажигание и проводку. Основные компоненты двигателя измеряются, чтобы убедиться, что они находятся в допуске. Если нет, то деталь меняется. Ни одна из деталей не остается нетронутой.

Подвеска полностью перебирается, с заменой подшипников, сайлент-блоков и амортизаторов. Если клиент хочет, мы устанавливаем новую подвеску фирмы Old Man Emu. Тормозная система тоже полностью обновляется.

Трансмиссия тоже полностью перебирается, включая передние и задние дифференциалы. По умолчанию все подшипники, шестерни, прокладки и резинки меняются на новые. Поскольку каждый автомобиль изготавливается на заказ, мы устанавливаем шины под потребности заказчика. Наконец, каждый компонент двигателя и передачи получает полную косметическую реставрацию, так что он выглядит так, как будто он только что сошел с конвейера.

Рама и все детали кузова зачищаются до голого металла. Днище очищается от антикоррозионных покрытий, все зазоры выставляются заново. Днище и элементы подвески покрываются составом фирмы Rhino Liner.

Моторный отсек, включая проводку, заземляющие ленты аккумуляторных батарей и батареи полностью меняются. Каждая деталь подвергается косметической реставрации, в результате чего они выглядят как новые.

Интерьер восстанавливается в строгом соответствии с цветовой гаммой Toyota. Боковые панели дверей, ковры, передние и боковые сидения компания производит самостоятельно.

Политика компании FJ заключается в том, чтобы использовать только самые высококачественные детали и рабочие места в каждой реставрации. Для этого по возможности используются заводские детали. В случае, если их не удается найти, компания использует независимых поставщиков или сама изготавливает деталь.

На протяжении всего процесса сборки и после её завершения, автомобиль находится в помещении с подходящим уровням температуры и влажности.

Каждому клиенту выдается именная книга, где отражены все этапы восстановления. Когда я взял в руки первую из них, обратил внимание, что донор 1973 года выпуска был в приличном состоянии. Второй экземпляр оказался заметно менее «бодр», но это не мешает в итоге получить одинаково отличный результат.

Каждый покупатель получает книгу, где отражены все этапы реставрации его автомобиля

Зачем восстанавливают легендарные Toyota FJ40 и сколько это стоит

Сегодня в линейке даже самого отсталого автопроизводителя обязательно присутствует несколько моделей внедорожников или кроссоверов. Правда, за их волчьей внешностью чаще всего скрываются овцы, иногда даже не имеющие полного привода. Но любителям колёсной формулы 4х4 рано отчаиваться. По всему миру всё ещё катается немало настоящих внедорожников, несущих в себе идеологию «старой школы». И за примерами, как говорится, далеко ходить не надо… Хотя я всё-таки пошёл. И довольно далеко. В популярный у российских эстрадных звёзд Майами, к ребятам из FJ Company, чтобы узнать, зачем они реставрируют Toyota Land Cruiser, выпускавшиеся больше 40 лет назад.

Toyota FJ45 Land Cruiser Год: 1967

В 1960 году внедорожник обзавёлся дизельным двигателем, позже появились модели FJ43 и FJ45 с удлинёнными колёсными базами

ПОБЕЖДЁННЫЕ, НО НЕ СЛОМЛЕННЫЕ Послевоенная Япония ещё лежала в руинах, когда компания Toyota приступила к созданию своего собственного внедорожника. И в 1951 году на свет появилась Toyota BJ, с которой, кстати, даже пытались выиграть тендер на поставку автомобилей для нужд американской армии. Правда, безуспешно. Впоследствии именно эта модель получила известное сегодня имя Land Cruiser. В 1955-м вышла 20-я серия с редкой по тем временам опцией — кондиционером. В 1956 году Land Cruiser стал первой официально экспортируемой из Японии моделью, которая, начав с Бразилии и Саудовской Аравии, постепенно распространилась по всему свету. А в 1957 году Toyota снова поучаствовала в тендере на поставку машин для армии США и снова без особого успеха, но зато это помогло ей получить доступ на большой американский рынок. Следующим поколением стала 40-я серия, которая быстро завоевала популярность в США. В 1960 году внедорожник обзавёлся дизельным двигателем, а чуть позже появились модели FJ43 и FJ45 с удлинёнными колёсными базами и ещё более вместительные FJ45V и FJ55V, а также версия с кузовом пикап.

Именно в те времена Toyota зарекомендовала себя как производителя неубиваемых автомобилей. Двигатель F-типа объёмом 3.9 литра имел легендарную надёжность и мог без особых проблем пробежать до миллиона километров. Позднее Toyota его модернизировала и появилась версия объёмом 4.2 литра с индексом 2F. Именно тип двигателя определил появление буквы F в названии модели, а J — означало Jeep, что на тот момент являлось не только товарным знаком, но и типом автомобиля. В Японии FJ40 выпускалась с 1960 по 1984 год, но модель оказалась настолько популярна, что её производство продолжалось в Бразилии под именем Bandeirante («Первопроходец») вплоть до 2001 года.

Toyota FJ40 Land CruiserГод: 1972

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА А вот основателями реставрационной компании FJ Company стали братья Калле. Они родились в Колумбии, где оригинальные FJ40 служили и до сих пор служат в качестве рабочих лошадок на все случаи жизни.

Их дедушка Нельсон за свою жизнь сменил всего два автомобиля, и оба они были Toyota FJ40. Первый был выпущен в 1968 году, а второй — в 1982-м. На заднем сиденье дедушкиных «Тойот» братья накатали в общей сложности больше 30 тысяч часов, что, конечно, не могло не отразиться на их мировоззрении. И когда дедушки не стало, братья вместе со своим кузеном решили полностью отреставрировать одну из его машин, доведя её до оригинального состояния. Результат так впечатлил одного из братьев, что он решил выкупить FJ и отвезти его к себе в Майами, а родственники продолжили начинание. Так появилась фирма по восстановлению классических японских внедорожников… Сегодня штаб-квартира FJ Company, объединённая с мастерской, находится в Майами, большой реставрационный цех в колумбийской Боготе и два представительства в американских городах Даллас и Аспен.

Toyota FJ43 Land CruiserГод: 1982

НАПРОСИЛИСЬ Моим экскурсоводом по мастерской в

Майами стал Кейт Эннис, человек с противоречивой должностью директора по продажам и закупкам. Он настоящий фанат полного привода, хотя в свободное от работы время частенько выполняет функции инструктора по вождению в местном клубе классических Porsche. Кейт — автомобильный энтузиаст. С братьями Калле он познакомился на одной из автомобильных выставок, в результате чего родилась группа компаний, которые восстанавливают и продают автомобили. Например, FJ Company реставрирует до 120 внедорожников в год. На одну машину уходит около восьми месяцев. На вопрос, хватит ли доноров, Кейт ответил, что не видит в этом проблем. По всему миру колесит несколько десятков тысяч автомобилей, поэтому сырья для работы хватит на много лет. Основное производство находится в Колумбии, и причин тому несколько. Во-первых, как мы уже говорили, братья Калле родом из Колумбии. Во-вторых, в этой стране Toyota FJ40 очень распространённая машина, а значит, несложно найти механиков, которые хорошо с ней знакомы. Да и сухой климат в центре страны помогает долгие годы сохранять машины в хорошем состоянии. Впрочем, Колумбия не единственная страна, откуда доставляются машины. Toyota Land Cruiser разбросаны по всему миру, поэтому редкие версии находят и в США, и в Японии, и даже в Австралии.

ДО ПОСЛЕДНЕГО ВИНТА Реставрация начинается с поиска подходящего экземпляра, отвечающего определённым требованиям: машина должна быть сделана в Японии, иметь минимальную коррозию, целую раму, оригинальный мотор и трансмиссию. Хотя FJ Company вполне может выполнить реставрацию и под заказ, когда заказчик предоставляет свою собственную машину.

Работа начинается с полной разборки. Рама и кузовные детали зачищаются до голого металла. Одновременно с этим все узлы сортируются и отбраковываются. Мотор, подвеска и трансмиссия полностью перебираются (включая передние и задние дифференциалы). Если деталь невозможно восстановить, она заменяется заводской или аналогом от другого производителя. По умолчанию все подшипники, шестерёнки, прокладки и резинки меняются на новые. Двигатель получает новый карбюратор (или инжектор), новый стартер, насосы (масло, вода, топливо), электронное зажигание и проводку. Все детали двигателя подвергаются косметической реставрации, в результате чего они выглядят как новые.

Вряд ли на заводе утилитарный внедорожник вот так полировали. Но по законам реставрации, машина получается даже лучше, чем когда она сходила с конвейера

Выпущенные 40 лет назад автомобили FJ40 после реставрации выглядят и даже пахнут как новые

Тормозная система модернизируется. Спереди устанавливают дисковые тормоза, а по желанию клиента могут поставить и подвеску от австралийской фирмы Old Man Emu.

Все хромированные детали и молдинги полностью восстанавливаются до заводского состояния. Днище покрывают антикоррозионным покрытием компании Rhino Liner, которое защищает его ещё и от грязи и снега.

Ковролин, дверные панели и мягкие детали крыши FJ Company производит самостоятельно. Цвет выбирается строго в соответствии с цветовой гаммой производителя. В конечном счёте автомобиль может быть как полностью оригинальным, так и доработанным. Такие опции, как гидроусилитель, дисковые тормоза, кондиционер и стереосистема, помогают адаптировать старинный FJ для современной повседневной эксплуатации. Больше того, каждому клиенту выдаётся именная книга, где отражены все этапы восстановления. Когда я взял в руки первую из них, то обратил внимание, что донор 1973 года выпуска и до реставрации был в весьма приличном состоянии, но на сам процесс это никак не влияет. При этом Кейт очень гордится тем, что за пять лет своего существования его компания ни разу не нарушала сроков поставки, а цена, всегда определяющаяся в момент подписания контракта, ни разу не менялась. Кстати, у фирмы есть конкуренты, которые тоже возят машины из Колумбии, и тоже имеют офисы в Майами. Пока что им всем хватает клиентов.

Прайс-лист на восстановленные машины варьируется от 65 тысяч долларов за базовую версию Classic с механической коробкой, брезентовым верхом и без кондиционера до 90 тысяч за версию Sport c 210-сильным мотором, кондиционером и стереосистемой

Все подшипники и сальники агрегатов внедорожника заменяются на новые, независимо от их состояния

КЛЮЧ НА СТАРТ Как правило, машины в офисе FJ Company не задерживаются — их либо дособирают в цеху, либо отгружают клиенту, но чаще всего они проходят короткую обкатку, чтобы механики могли убедиться в отсутствии дефектов. Я тоже решил прокатиться на FJ40 серого цвета с двигателем 2F мощностью 130 л.с. Надо сказать, внешний вид автомобиля вызывает странные чувства. Умом я понимаю, что машина является моим ровесником, а то и старше меня, но, судя по состоянию, она только вчера сошла с конвейера. Всё, включая пластиковые элементы, технологические таблички и болты — в идеальном состоянии. Оказавшись в салоне, я начал ловить себя на мысли, что даже запах отсылает к автомобилям прошлого века. Современные машины пахнут совсем иначе. Кейт, заметив моё удивление, пошутил, что, возможно, эта машина сейчас выглядит даже лучше, чем тогда, когда она сходила с конвейера. Четырёхлитровый двигатель рычит грозно, хотя его мощностные характеристики довольно скромны. Короткие передачи приходится часто менять, что требует активной работы руками. Впрочем, лентяи могут заказать себе машину с автоматической коробкой. Сильно вынесенная вперёд передняя ось в сочетании с рессорной подвеской делает управление внедорожником немного «грузовым», но к этому быстро привыкаешь. Наличие кондиционера позволяет ехать с закрытыми окнами, но почему-то их всё равно хочется открыть.

Автомобиль может быть как оригинальным, так и доработанным. Среди опций кондиционер, усилитель руля, дисковые тормоза и стереосистема. Законченным лентяям предагают даже коробку-автомат

В Майами прохожих сложно удивить дорогим автомобилем, а вот редким, пожалуй, можно. Наш маршрут пролегал через район Винвуд, где живёт продвинутая публика: сплошные танцоры, дизайнеры и художники. Появление FJ40 на улице вызвало неподдельный интерес. Какой-нибудь заурядный Bentley никто даже и не заметил бы.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ Прайс-лист на восстановленные машины варьируется от 65 тысяч долларов за базовую версию Classic с механической коробкой, брезентовым верхом и без кондиционера до 90 тысяч за версию Sport c 210-сильным мотором, кондиционером и стереосистемой. По старому курсу доллара вполне приемлемо. Правда, если выбрать все возможные опции, то самая редкая версия будет стоить уже 150 тысяч долларов. При этом цены включают в себя всё: от поиска и закупки донорского автомобиля до его полной реставрации (включая детали) и поставки в любую точку США. Надо сказать, американское таможенное законодательство — рай для любителей ретро-автомобилей. Почти во все штаты можно ввезти любую машину старше 25 лет без каких-либо требований по сертификации и с минимальными таможенными платежами. У нас всё немного сложнее: машине должно быть не менее 30 лет. Кроме того, необходимо будет подтвердить оригинальное состояние машины и оплатить таможенную пошлину, что прибавит к цене ещё порядка 30 тысяч долларов. Зато после небольших мучений вы станете владельцем настоящего внедорожника с легендарным именем Land Cruiser FJ40. 

В Майами прохожих сложно удивить дорогим автомобилем, а вот редким, пожалуй, можно. Появление FJ40 на улице вызвало неподдельный интерес. Какой-нибудь заурядный Bentley никто даже и не заметил бы

Тест-драйв

Мне удалось прокатиться на FJ40 с жестким кузовом и карбюраторным двигателем 2F, мощностью 130 л.с. Машина была доукомплектована гидроусилителем руля, передними дисковыми тормозами, кондиционером и стереосистемой.


Оказавшись в салоне, я попытался идентифицировать возраст автомобиля, но с этим возникли проблемы. Каким-то непостижимым образом мастерам из FJ Company удалось придать машине по-настоящему первозданные вид. Даже запах не такой, как у современных автомобилей.

Гидроусилитель руля, кондиционер и стереосистема позволяют пользоваться FJ40 каждый день

Звук 4.2-литрового тойотовского двигателя не может оставить равнодушным. Рамный внедорожник с большим клиренсом словно парит над дорогой. Катаясь по улицам района Wynwood, где стены домов расписаны граффити, понимаешь, что появление FJ40 здесь очень кстати.

В Винвуде живут и работают представители искусства, художники, модельеры, фотографы и танцоры. Им претит обыденность, поэтому Toyota вызывает гораздо больше уважения в глазах окружающих, чем любой современный автомобиль.

Toyota FJ40 на фоне района Wynwood (Майами)

Назад в будущее

Стоимость машин, производства FJ Company сегодня варьируется в диапазоне от 55 до 120 тысяч долларов, но максимально укомплектованная машина легко можно приблизиться к 150 тысячам. Однако, у компании есть конкуренты, которые тоже возят восстановленные машины из Колумбии, а цены начинаются от 39 тысяч.

Восстановленные машины по документам остаются произведенными в Японии несколько десятков лет назад. Таможенное законодательство Соединенных Штатов позволяет ввоз автомобилей старше 25 лет без каких-либо требования по сертификации и с минимальными таможенными платежами.

В случае с Россией вопрос сложнее. Во-первых, в зависимости от стоимости автомобиля придется около половины за его таможенную очистку. Во-вторых, экологические требования скорее всего поставят крест на попытке ввоза того автомобиля. Впрочем, есть такая древняя мудрость – «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Для настоящего поклонника, как и для его машины, нет ничего невозможного.

Технические характеристики

Toyota Land Cruiser 40 – это полноприводный 3-дверный автомобиль для комфортного передвижения 4 человек. На машине установлена 4-ступенчатая коробка передач. Разгон автомобиля с 0 до 100 км происходит за 24 секунды. Машина жестка в управлении.

Технические характеристики ТЛК 40:

  • длина колесной базы 2286 мм;
  • дорожный просвет 200 мм;
  • мощность двигателя от 90 до 135 л. с. в зависимости от модели;
  • расположение двигателя – спереди продольное;
  • двигатель 2F 6-цилиндровый;
  • расход топлива – 13,7 л на 100 км;
  • гидравлические амортизаторы;
  • габариты машины: 3841 мм x 1666 мм x 2001 мм.

Дизельные двигатели Тойоты со временем увеличивались в объеме с 3,2 до 3,6 л. «Сороковка» стала первым внедорожником, поставляемым в США. Их реализация в Америке к 1973 году достигла 300 тысяч машин. Это был самый продаваемый зарубежный автомобиль в стране.

Двери и крыша Крузака снимались, поэтому его использовали для воскресных путешествий. В Ирландии модель применялась в военных целях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]