Замена цепи 1NZ-FE, 2NZ-FE, Двигатель Тойота, Метки ГРМ

Для привода распределительных валов в моторах копании Toyota используется цепь с автоматической корректировкой натяжения. На автомобилях Тойота Королла замена цепи ГРМ проводится при появлении признаков удлинения, которое не компенсируется упорами. Владелец может выполнить ремонт самостоятельно в условиях гаражного бокса или обратиться в сервисный центр.


Замена цепи ГРМ проводится при появлении ошибок в памяти блока управления.

Признаки изношенности цепи ГРМ

Основные симптомы растяжения привода газораспределительного механизма:

  • появление равномерного шелеста, доносящегося из-под крышки привода (вне зависимости от температуры двигателя);
  • детонация и увеличение расхода топлива (при условии использования бензина с корректным октановым числом);
  • появление ошибок в памяти блока управления, указывающих на нарушение фаз газораспределения;
  • провис верхней ветви цепи (обнаруживается при снятии лобовой крышки);
  • металлический стук цепи о поверхности крышек, пропадающий по мере прогрева силовой установки.

Как определить неисправность цепного привода

В отличие от ременной передачи ГРМ, вынесенной за пределы двигателя, цепь с шестернями располагается внутри силового агрегата и полностью скрыта от глаз. С одной стороны, это плюс: механизм меньше шумит и обильно смазывается моторным маслом, что увеличивает его ресурс. С другой стороны, без снятия клапанной крышки невозможно визуально оценить техническое состояние узла.

Первым признаком неполадок цепной передачи является рокочущий звук, доносящийся из-под крышки при работе силового агрегата. Рокот ослабленной цепи ни с чем не спутаешь, он слышен с той стороны, где расположен механизм газораспределения.

Ослабление с зазором до 1 см позволяет цепи перескакивать при запуске мотора

Услышав подобный звук, владелец машины должен проверить состояние привода, чтобы не столкнуться с большими неприятностями, связанными с ремонтом мотора. Есть 2 пути: сразу же ехать на диагностику в ближайший автосервис, либо самостоятельно снять крышку клапанов и убедиться в прослаблении участка цепи около шестерни распределительного вала. Ухудшение натяжения вызывают такие причины:

Если в двигателе авто установлено механическое натягивающее устройство старого образца, то при появлении описанных симптомов первое действие — подтянуть цепь с его помощью. Для этого достаточно ослабить наружную гайку, удерживающую пружину плунжера, и вручную повернуть коленчатый вал на 1—2 оборота. После чего гайка снова затягивается.

В старых двигателях ВАЗ 2101–07 стоит механический натяжитель с гайкой

Современные гидравлические натяжители автоматического действия не рассчитаны на ручную регулировку и в случае поломки подлежат замене. Убедиться в том, что элемент вышел из строя, можно только путём его снятия либо разборки всего узла ГРМ. То же касается и успокоителя — на большинстве автомобилей его износ можно оценить только при разобранном механизме.

Игнорирование рокочущего шума, издаваемого цепью, рано или поздно приведёт к поломке мотора. Серьёзность последствий зависит только от вашего везения.

Периодичность замены

Производитель не указывает срока службы привода, рекомендуя проведение обслуживания при появлении посторонних звуков при работе двигателя.

По отзывам владельцев машин, детали изнашиваются при пробеге от 100 до 500 тыс. км вне зависимости от рабочего объема силовой установки и типа трансмиссии.

Ресурс зависит от условий эксплуатации, сорта моторного масла, климатических условий и качества комплектующих.


Периодичность замены зависит от условий эксплуатации.

Технические характеристики 4ZZ-FE – главные данные

Мотор выпускался в качестве бюджетной альтернативы более объемистым агрегатам. Создатели планировали меньший расход топлива, улучшение характеристик для городской поездки. Но вышло не все так гладко, как хотелось. На трассу на данном агрегате лучше вообще не выезжать, да и в городе старт со светофоров получается уж очень вялым.

Главные характеристики двигателя следующие:

Рабочий объем1.4 л
Мощность ДВС97 л.с. при 6000 об/мин
Крутящий момент130 Н*м при 4400 об/мин
Блок цилиндровалюминиевый
Головка блокаалюминиевая
Количество цилиндров4
Количество клапанов16
Диаметр цилиндра79 мм
Ход поршня71.3 мм
Тип подачи топливаинжектор, MPI
Тип топливабензин 95, 98
Расход топлива:
— городской цикл8.6 л / 100 км
— загородный цикл5.7 л / 100 км
Привод системы ГРМцепь

Пусть крутящий момент и доступен довольно рано, это не дает мотору никаких преимуществ в эксплуатации. 97 лошадок хватило бы в данной конфигурации для Яриса, но никак не для более тяжелых автомобилей.

Кстати, ставили данный агрегат на Toyota Corolla 2000-2007, Toyota Auris 2006-2008. На Королле агрегат захватил целых три версии: E110, E120, E150. Сложно объяснить, почему тойотовцы так и не сделали толковой замены этой силовой установке раньше.

Необходимые комплектующие для замены

Чтобы поменять привод газораспределительного механизма, необходимы:

  • цепи распределительных валов и масляной помпы;
  • гидравлический натяжной модуль для привода распределительных валов;
  • набор успокоителей и натяжителей;
  • уплотнительные кольца для крышки и регуляторов фаз газораспределения;
  • шестерни приводов ГРМ и насоса;
  • герметик для уплотнения стыка крышки и картера;
  • моторное масло и фильтр.

Для выполнения работ могут потребоваться дополнительные комплектующие, перечень зависит от состояния двигателя. Например, некоторые владельцы устанавливают новый лобовой сальник коленчатого вала, меняют уплотнительные кольца свечных колодцев или прокладку помпы охлаждающей жидкости.


Чтобы поменять привод, необходимы цепи распределительных валов.

Пошаговое руководство

Для обслуживания автомобиль необходимо загнать в гаражный бокс, оборудованный смотровой ямой, или установить на механический подъемник. Для выполнения работ потребуется набор гаечных ключей и головок, динамометрический вороток, домкрат и предохранительные упоры (при ремонте над смотровой ямой). Необходимо подготовить чистую ветошь и щетку для удаления загрязнений с крышек и картера двигателя.

А также потребуется канцелярский или строительный нож для удаления слоя старого герметика.

Снятие цепи ГРМ

Общий алгоритм действий:


  1. Процесс снятия цепи ГРМ.

    Установить автомобиль на домкрат или поднять на подъемнике, а затем снять переднее правое колесо. В случае установки машины на полу под порог необходимо установить опору, предотвращающую соскальзывание кузова с домкрата.

  2. Открыть капот и отключить батарею от бортовой сети.
  3. Отвернуть винты и снять штатную или дополнительную защиту поддона двигателя.
  4. Выкрутить пробку слива масла и подставить под отверстие емкость для сбора отработки.
  5. Отвернуть кран и слить охлаждающую жидкость из радиатора и рубашки (антифриз можно использовать повторно при условии сохранения характеристик).
  6. Последовательно отстегнуть разъемы проводов, подключенные к катушкам зажигания, клапанам системы регулировки фаз газораспределения и датчикам положения коленчатого вала и давления в системе смазки.
  7. Демонтировать катушки из колодцев и вывернуть свечи, а затем отвернуть болты крепления клапанной крышки к головке.
  8. Установить опору под поддон двигателя (например, домкрат или стойку) с деревянным бруском, предотвращающим повреждения детали.
  9. Демонтировать компенсационный бачок системы охлаждения и отвернуть болты крепления опоры силового агрегата к кузову.
  10. Провернуть вал силового агрегата вручную за шкив до момента достижения верхней мертвой точки в 1 цилиндре (на шкиве и крышке предусмотрены контрольные метки).
  11. Отвернуть гайку шкива через колесную арку (например, с помощью пневматического или электрического инструмента), а затем вручную снять шкив с носка вала.
  12. Выкрутить 2 гайки крепления гидравлического натяжного приспособления, а затем вывернуть болты на корпусе масляного фильтра.
  13. Демонтировать генератор с механизмом натяжения, что позволит снять шланги циркуляции охлаждающей жидкости с корпуса термостата.
  14. Отвернуть болты крепления центробежного насоса антифриза, а затем открутить 19 болтов, расположенных по периметру лобового щита двигателя. Загрязнения удалить щетками или сухой ветошью.
  15. Удалить болты крепления башмака и успокоителя цепи, а затем провернуть распределительный вал впускных клапанов против часовой стрелки с помощью накидного ключа, что позволит убрать натяжение цепи между шестернями.
  16. Демонтировать цепь, а затем вернуть распределительный вал в исходную позицию.
  17. Снять верхнюю часть успокоителя.
  18. Ввернуть болт крепления шкива и провернуть вал на 90° по часовой стрелке, совмещая отверстие в шестерне привода масляной помпы с прорезью, выполненной на корпусе насоса.
  19. Отвернуть болт из носка вала, вставить в отверстие фиксирующий штифт диаметром 3 мм из стальной проволоки, а затем демонтировать пружину и натяжное приспособление цепного привода помпы.
  20. Стянуть ведущие шестерни ГРМ и масляного насоса с носка коленчатого вала.
  21. Удалить шестерню с ведущего вала помпы системы смазки вместе с цепью.

Установка цепи ГРМ

Для сборки необходимо:


  1. Установка новой цепи ГРМ.

    Выставить вал в положение верхней мертвой точки в 1 цилиндре (шпоночный паз направлен вертикально вверх), а затем выставить ось масляного насоса вырезом напротив прилива в блоке.

  2. Надеть цепь с новыми шестернями (допускается повторное применение шестерни на насосе) и совместить центры звеньев, окрашенных желтой эмалью, с точечными отметками на зубчатых колесах.
  3. Закрепить болтом (момент 10 Н*м) корпус натяжного узла, а затем провернуть коленчатый вал на 90° и вставить фиксирующий проволочный штифт.
  4. Затянуть крепление гайки на насосе (момент 28 Н*м) и вернуть коленчатый вал в положение верхней мертвой точки в 1 цилиндре.
  5. Надеть на носок вала шестерню и закрепить боковой успокоитель 2 болтами (момент 21 Н*м).
  6. Смонтировать успокоитель верхней части цепи между распределительными валами (момент 10 Н*м), после чего необходимо проложить цепь. Совместить центр оранжевого звена с точкой на валу выпускных клапанов и пропустить цепь через успокоители, не надевая на шестерню коленчатого вала. Провернуть вал привода впускных клапанов против часовой стрелки и надеть на шестерню цепь, совмещая оранжевое звено с точечной меткой.
  7. Провернуть вал впускных клапанов по часовой стрелке, обеспечивая натяжение верхней ветви цепи.
  8. Надеть нижнюю часть цепи на шестерню коленчатого вала, совместив центр оранжевого звена с точечной меткой на поверхности зубчатого колеса.
  9. Провести дополнительную визуальную проверку корректности установки по меткам, а затем перейти к установке натяжителя.

Установка натяжителя цепи в сборе

Алгоритм действий:

  1. Вставить башмак натяжного приспособления, а затем установить новые уплотнительные кольца на блоке цилиндров и металлической лобовой крышке.
  2. Очистить сопрягаемые поверхности от следов герметика и протереть растворителем. При необходимости установить новый лобовой сальник вала (например, при износе или течи моторного масла).
  3. Нанести слой герметика на торец блока (количество материала зависит от перепадов высоты поверхности).
  4. Установить на место крышку и затянуть болты в соответствии со схемой, приведенной в документации на автомобиль (для обеспечения равномерного контакта). Момент затяжки находится в пределах от 10 до 43 Н*м.
  5. Смонтировать насос охлаждающей жидкости с новой прокладкой и надеть на носок вала двигателя шкив, а затем затянуть болт моментом 190 Н*м.
  6. Установить механизм натяжения на штатное место, предварительно уложив новую прокладку. Для снижения риска течи масла крепления необходимо затянуть с усилием 10 Н*м.


Перед установкой нового натяжителя его необходимо заправить маслом.

Армия и оружие

Ровно год назад, на ноябрьские праздники, задался я целью поменять цепь ГРМ. Впоследствии, написал отчет в своем БЖ о замене цепи. С того момента прошло куча времени, пост же иногда почитывали, реже комментили, но буквально пару месяцев назад, его стали посещать десятки человек в день. На сегодня отчет набрал уже более 4000 просмотров. С чего бы это? Наверное, возраст и пробег наших автомобилей подходит к плановой замене цепи. Видимо все и подкрепляются опытом перед грядущим ремонтом

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]