На автомобилях Рав 4 автомат от компании Aisin отличается надежностью и большим ресурсом. Первые коробки, ставящиеся на авто концерна Тойота, относились к числу «долгоиграющих». Ресурс АКПП мог доходить до предельных значений по пробегу кроссовера. Ниже речь идет об особенностях автомата на Рав 4, специфики его обслуживания.
Главные отличия автомата от вариатора, их преимущества и недостатки
АКПП и вариатор различаются:
- расходом топлива (у машин с автоматической коробкой он на 10-15% выше);
- весом (конструкция вариатора компактнее и легче);
- частотой замены масла (при езде на автомобиле с CVT процедуру выполняют чаще, используют более дорогие рабочие жидкости);
- стоимостью ремонта (восстановление АКПП обходится дешевле);
- надежность (вариатор более чувствителен к нагрузке).
Главными преимуществами АКПП считаются надежность, увеличенный рабочий ресурс, ремонтопригодность. Вариатор же обеспечивает плавное переключение передач, разгон без рывков, меньший расход топлива. Недостатками CVT считаются:
- высокая стоимость ремонта;
- невозможность применения для экстремальной езды;
- ограниченность ресурса.
Трансмиссия
Производитель порадовал своих поклонников надежной коробкой передач — вариатором Direct Shift-CVT. Рассмотрим подробнее особенности этой трансмиссии.
Кардинальное отличие этой КПП — это реальная механическая первая передача с классическими шестернями. Чем обусловлено такое конструктивное решение? Всем известно, что классический вариатор не любит езды по бездорожью, а пробуксовка может стать для него фатальной. Производитель решил уйти от этой проблемы, при этом сохранив все достоинства коробки-вариатора.
Первую передачу с зубчатым зацеплением можно использовать, чтобы выехать из грязи или сугроба, при этом не навредив коробке. КПД зубчатого зацепления намного выше, чем обычного ремня, который есть в вариаторах. Создание зубчатой передачи помогает избежать потерь энергии и снизить нагрузку на элементы трансмиссии.
Безусловно, конструкция КПП стала более сложной, увеличилось количество деталей, но это позитивно сказалось на надежности и сроке службы трансмиссии.
Также принцип работы данного вариатора мы рассматривали на Toyota Corolla
Еще один вариант трансмиссии на 5-м поколении РАВ 4 — это 8-ступенчатый автомат DirectShift-8AT. Он быстро переключает передачи и обладает впечатляющим диапазоном выходных мощностей. В прошлом поколении была доступна только 6-ступенчатая АКПП.
Данную автоматическую трансмиссию мы также рассматривали при знакомстве с Toyota Highlander III и Toyota Camry XV70, там она устанавливается с бензиновым двигателем V6 и оптимальной мощностью для российского рынка в 249 л.с.
Также существуют версии с классической 6-ступенчатой механикой. Эту коробку можно встретить на предыдущей версии.
Автоматическая коробка Rav 4 для двигателя 2.5
АКПП U660
В тандеме с 2,5-литровыми моторами Тойота Рав 4 коробка автомат представлена в нескольких модификациях. Речь идет о шестиступенчатых трансмиссиях производства Айсин. Модификация АКПП U660 (имеется в виду U660E) устанавливалась на популярные автомобили Toyota (Camry, Avensis, RAV4). Базовая коробка на Камри ставится практически на всех заводах концерна, а для авто с AWD, полным приводом идет версия U660F.
С 2009 года стала выпускаться новая версия U760E. Улучшенная АКПП под меньший крутящий момент рассчитана на двигатели объемом меньше 2,7 л. Полноприводный вариант, ориентированный на минивэны и кроссоверы (т.е. Рав 4), – это U760F.
АКПП U760E
Семейство U660-U760 родилось за счет усиления коробок предшествующих поколений, снижения нагрузки на узлы, испытывающие наибольшую нагрузку. Можно утверждать, что новые автоматы вытеснили механику.
Комфорт от вождения, экономичность и долговечность – вот характерные признаки современных АКПП.
Кузов
Автомобиль сделан на основе платформы TNGA. Она знакома поклонникам автомобилей Тойота Камри. Благодаря такому конструктивному решению машина довольно устойчива и управляема. Новый кузов Toyota RAV 4 стал более жестким, чем у предшественника.
По габаритам модель 2021 года немного отличается от предыдущей. Она стала на 5 мм короче, а в ширину выросла на 1 см. Больше всего изменилась колесная база. Производитель удлинил ее на 3 см.
Что касается внешнего вида, кузов стал более рельефным и брутальным. Новинка приобрела действительно запоминающийся дизайн. Но и это не главное.
Пристальное внимание производитель уделил распределению веса. Чтобы оптимизировать этот параметр, был смещен топливный бак, электроусилитель руля. Это сделало автомобиль более устойчивым и маневренным.
АКПП Рав 4 для двухлитрового мотора
Четырехступенчатые трансмиссии U140E, U240 и U241 для Рав 4 2 и третьего поколений считаются самыми популярными, но перспектива модернизации до пяти ступеней привела к введению третьего планетарного ряда. Именно это новшество увеличило количество ремонтов, хотя и позволило АКПП сохранять позицию надежного устройства.
Планетарный ряд на автомат U140E в сборе
Это семейство автоматических коробок передач надежно. В зоне риска автомобили с трехлитровыми моторами, потому что КПП работает в предельных режимах. Чаще всего выходят из строя передний планетарный ряд и солнечная шестерня. После рестайлинга 2011 года на Рав 4 с бензиновым мотором 2.0 устанавливают вариатор.
АКПП U240
АКПП на Рав 4 2 поколения – это семейства U140, U240 и U241. Пилотная версия U140E вышла в 1998 г., была сориентирована на 2,4-литровый Лексус. После модернизации усиленная модификация пошла практически на все модели Тойота. На полноприводные авто ставился автомат с литерой «F» (т.е. U140F). Но коробка не подошла трехлитровым моторам, поэтому было принято решение заменить ее более сильной версией.
Пакеты U240-241 продемонстрировали успех на популярных автомобилях, в том числе Рав 4. Предельно нагруженным стал пакет Underdrive (автомат U241). Усилению подверглись насос, оси, барабаны и планеты. Пятиступенчатая семья (U150-250) родилась на базе предшествующих коробок, прошедших боевое крещение (после выявления «болезней» трансмиссии стали неубиваемыми).
Усиленные барабан с валом АКПП U241
Причина большого количества ремонтов АКПП на Рав 4 заключается в том, что они идут в тандеме с двигателями «миллионниками».
Безупречная работа ДВС усыпляет бдительность водителей, поэтому регламент ТО не соблюдается. Если же речь идет о трехлитровых двигателях, то искушение испытать их предел приводит к снижению ресурса автомата.
Стремление производителей довести автомат Rav 4 до уровня комфорта вариатора (с незаметным переключением), и усилить разгон привело к отрицательным последствиям. В итоге ресурс «долгоиграющих» 4-ступок U140 был утрачен.
Отзывы автовладельцев о ресурсе вариатора Toyota RAV4
Количество автомобилей с вариаторной коробкой становится больше с каждым днем. Но, даже с учетом того, что сегодня машины с CVT в России – не редкость, – к этой коробке передач еще большое количество автолюбителей относятся скептически. Все потому, что бесступенчатая трансмиссия накладна в плане обслуживания и ремонта. В больших городах РФ на сегодняшний день сосредоточено не так много специализированных сервисов, которые не на слове, а на деле доказали свой профессионализм. Реально толковых специалистов, занимающихся восстановлением КПП от Jatco и Aisin небольшое число. Официальные дилеры, как правило, не занимаются восстановлением коробки передач, поэтому предлагают сразу замену узла в сборе.
Если вы заметили неисправную работу вариаторной коробки (рывки авто, шум, дерганья в момент переключения передач, переход КПП в аварийный режим работы) пообщайтесь со знакомыми/друзьями знакомых, у которых есть опыт владения автомобилем с бесступенчатой коробкой. Возможно, они также, как и вы сталкивались с проблемами в функционировании трансмиссии и смогли найти грамотного специалиста. Очень важно, чтобы исполнитель пользовался оригинальными ремонтными комплектами и запчастями. От качества ремонта будет зависеть стабильность работы и двигателя, и коробки передач. Дальше осветим отзывы автовладельцев, которые на личном опыте узнали, каков ресурс вариатора Тойота Рав4.
Toyota RAV4 CVT Aisin
- Валентин, Москва. Добрый день! Владею японским кроссовером с 2013 года. Приобрел в дилерском центре Тойота Рав4 с двухлитровым бензиновым мотором и вариаторной коробкой. Сочетание КПП и ДВС в целом считаю удачным. За счет сразу доступного крутящего момента авто быстро разгоняется и мгновенно преодолевает рубеж в 100 км/ч. Качество сборки машины на высоком уровне. Сегодня пробег составляет уже 120 000 километров. За это время 3 раза сменил трансмиссионное масло. Лично для себя установил оптимальный срок – 40 000 километров. Менял бы и чаще, но в финансовом плане получается накладно. Хотя лучше производить замену жидкости и фильтров с такой периодичностью, нежели раз в 60 или более тысяч километров. Первый раз фильтр и масло менял у дилера, после чего выполнял работу самостоятельно. Есть множество инструкций и роликов в ютубе, где наглядно показан процесс. Настоятельно рекомендую ставить только оригинальные фильтры, прокладки, уплотнители и прочие расходные материалы.
- Сергей, Магнитогорск. Перед покупкой версии машины с CVT проанализируйте цены на обслуживание и ремонт трансмиссии, чтобы потом не хвататься за голову. Я часто слышу от автовладельцев, которые никогда ранее не ездили за рулем подобных автомобилей о том, что ремонт вариаторных коробок обходится в баснословные 100, 150 тыс. рублей. Это совершенно не так. Окончательная стоимость рассчитывается на основании затрат на услугу плюс покупку запасных деталей и ремонтного комплекта. В большинстве сервисов стоимость услуги ремонта составляет порядка 10 000 рублей. Дальше уже все зависит от тяжести поломки и дороговизны вышедших из строя компонентов коробки передач. На моей Toyota RAV4 (полный привод, 2.0, 146 сил) 2014 года производства с 150 000 километров пробега уже успели заменить гидротрансформатор. Не прогревал автомобиль с коробкой передач перед началом движения – это основная причина поломки, как мне сказали потом в сервисном центре. В общей сложности ремонт обошелся в 60 000 рублей.
- Кирилл, Краснодар. Главные признаки неисправного состояния вариатора: пинается вариатор, дергается автомобиль, коробка переходит на аварийный режим работы. На эти и другие симптомы неполадки нужно сразу реагировать. Промедление может обойтись серьезными последующими затратами на ремонт. Однажды я столкнулся с некоторыми проявлениями поломки CVT, но удалось избежать серьёзных затрат. У меня Тойота Рав4 2011 года (пробег 178 000 километров), масло менял каждые 50 тыс. км вместе с фильтрами и прочими расходными материалами. В последнее время сократил интервал замены до 30 тыс. км. Только так удалось вернуть вариатор к нормальной работе. Если ваш автомобиль стал себя вести неподобающе, в первую очередь заменить ATF и фильтры, а уже после подыскивайте мастера для ремонта. Нередко всего одна замена уже исчерпавшей свой ресурс ATF решает все проблемы. Также не забывайте чистить магниты, которые установлены в поддоне узле. Они улавливают металлическую стружку и препятствуют её проникновению в масляные каналы. Если не чистить магниты, то стружка может попасть в «бублик» и тогда коробке конец.
- Вячеслав, Тюмень. В прошлом году приобрел Тойота Рав4 с коробкой вариатор. Машина соответственно 2021 года производства, брал новой с салона. Пробег всего 15 000 километров, езжу не так много, как хотелось бы. Отмечу, что педаль газа крайне чувствительная к нажатию. С буксом трогаешься, если на светофоре даешь чуть больше газа, чем следовало. В общем, к трансмиссии и двигателю нужно время, чтобы привыкнуть. Отъездил только одну зиму, могу сказать, что машина немного капризна к непростым условиям. В гололед или слякоть достаточно трудно плавно тронуться с места. Вполне может быть, что я еще просто не смог окончательно адаптироваться к автомобилю и переключиться с механической коробки.
- Егор, Красноярск. Марка вариатора на моем автомобиле Aisin K111F – полноприводная версия с двухлитровым силовым агрегатом. Думаю, что срок службы узла исчисляется сотнями тысяч километров пробега. Лично видел машину с CVT, прошедшую порядка 400 тыс. км без единой серьёзной поломки трансмиссии. Конечно, без замены металлического ремня или подшипников не обойтись, но с должным уходом можно существенно продлить их эксплуатационный ресурс. Лью только масло Toyota CVT Fluid TC/FE и ставлю оригинальные фильтры – это очень важно, если вы желаете, чтобы коробка смогла полностью выработать заложенный производителем потенциал. Металлический фильтр вариатор (тот, который грубой очистки) один раз можно промыть и поставить на место. Хотя специалисты рекомендую и его сменять новым оригинальным экземпляром при каждой смене трансмиссионной жидкости. Бумажный очистительный элемент (тонкой очистки) нужно менять каждый раз – тут и обсуждать нечего. Стоит он недорого. Масло в вариатор лейте только рекомендованное производителем!
- Максим, Таганрог. Перед покупкой Рав4 меня, как и многих других потенциальных покупателей, волновал в первую очередь вопрос, сколько ходит вариатор на Тойота Рав4. Пообщавшись со своими знакомыми и друзьями, которые хорошо разбираются в современных машинах, я пришел к выводу, что это довольно надежный узел, за которым непременно автомобильное будущее. Сам вариатор, как я понял, изобрели еще давно, но исполнительные механизмы к нему были разработаны совсем недавно. Еще многое можно улучшить в бесступенчатой коробке, но уже сейчас её можно назвать в какой-то степени надежной и выносливой. Если вы предпочитаете спокойные поездки в условиях города и не любите гоняться от светофора до светофора, то вам вовсе нечего бояться. Прислушивайтесь к работе КПП: шумы, металлические цоканья и скрежет должны насторожить вас. Пока что автомобилем полностью доволен. Мне нравится, насколько тихо работает трансмиссия, а также я доволен низким уровнем расхода топлива.
Вариатор не доставит серьёзных проблем, если не пытаться его преднамеренно «убить». Коробка не любит буксовку в снегу или грязи, не «переживет» нагрузку в виде дополнительного прицепа. То есть, фактически получаем, что Toyota RAV4 2.0 с бесступенчатой коробкой это послушный компактный городской кроссовер. Если ответственно подходит к обслуживанию, и не забывать менять ATF жидкость хотя бы раз в 40-50 тыс. км вместе с фильтрами, никаких серьёзных проблем с трансмиссией автомобиля не будет. Окончательный ресурс вариатора Тойота Рав4 все еще остается под большим вопросом, ведь автомобиль прибыл на российский рынок относительно недавно. Еще никто не занимался сбором статистики, поэтому о достоверной цифре можно будет говорить только через несколько лет. Но уже сейчас понятно, что коробки от Aisin довольно надежны и долговечны – 400 тыс. км для них покоренная вершина.
Как продлить жизнь автоматической коробке?
Эксплуатация АКПП Тойота Рав 4 должна соответствовать определенным требованиям.
Цены и сроки капитального ремонта могут напугать, поэтому информация о причинах преждевременного износа деталей трансмиссии окажется полезной.
Коробка автомат Rav 4 прослужит дольше, если:
- Трансмиссионное масло в холодное время года будет прогреваться до начала движения. Для надежности можно попереключать передачи с драйва на реверс. Разгоняться и буксовать также не стоит.
- Проверять масло не меньше двух раз в год, на авто с пробегом на этом нужно сделать акцент. Грязь (из-за забитости фильтра тонкой очистки масла) приводит к износу втулок, нарушает работу клапанов гидроблока и затрагивает другие узлы.
- Не допускать перегрева трансмиссионной жидкости. Износ фрикционов, уплотнителей увеличится при превышении допустимого температурного режима. На кроссоверы Рав 4 с большим пробегом стоит ставить дополнительный радиатор охлаждения. К перегреву приводит использование некачественного масла, долгая пробуксовка, редкая замена смазки.
- Эксплуатировать машину без чрезмерных нагрузок – перегрузов и буксировки увесистых авто. Загруженный до предела Рав 4 в жаркую погоду погубит автомат быстрее. Повышенная скорость также пагубно сказывается на ресурсе АКПП. Если производитель допускает буксировку, то она должна отвечать требованиям.
Mасляный фильтр АКПП
При обнаружении проблем, свидетельствующих об износе автомата Рав 4, нужно готовиться к ревизии узла (возможно, к капитальному ремонту). Грязное масло, текущие сальники, следы трения металла в поддоне — характерные признаки износа.