Японская продукция пользуется уважением во всём мире, внедорожники от фирмы Тойота не исключение. Они комфортны, надёжны, даже в преклонном возрасте выглядят солидно.
Тойота Ленд Крузер Прадо 120 горячо любим в нашей стране. Да он не так шикарен, как Крузак, но в провинции даже праворульные Prado 120 — символ достатка. А в отдалённых регионах с убитыми дорогами этот автомобиль не заменим.
Toyota Land Cruiser Prado 120
Кузов и салон
Prado 120, как и предыдущие поколения, создан на платформе 4Runner или Hilux Surf. От них он унаследовал рамную конструкцию, два типа кузова: 3- и 5-дверные. Во втором случае использовали 3-рядную компоновку салона. Короткую модификацию обозначили «J125». Она оснащена двумя рядами сидений. Для таких машин не предлагали дополнительного топливного бака. Салон просторнее, чем у аналогов, ввиду низкого для рамного автомобиля пола. К тому же обширен диапазон регулировок водительского места. Задний диван оснащен регулировкой наклона спинки и механизмом складывания.
В сравнении с предыдущим поколением изменен стиль Прадо 120: фото свидетельствует о более обтекаемом дизайне.
Большинство машин оснащено расширителями арок (на отдельные рынки поставляли модификации без расширителей с другими брызговиками), некоторые – рейлингами.
Эксплуатация в зимнее время года
В холодное время машина ведет себя предсказуемо. Подвеска остается мягкой при -30-35 °С. Проскальзывает тяжелая техника только на гололеде, покрытом свежевыпавшим снегом.
Перед зимней эксплуатацией проводят подготовку:
- Меняют антифриз.
- Диагностируют кислородный датчик. Часто при больших нагрузках в холодное время система выдает ошибку «Бедная топливная смесь».
- Меняют масла и фильтры (в том числе салонный).
- Утепляют подкапотное пространство. Приобретают оригинальный утеплитель, под ним проклеивают вибропласт.
- «Переобувают» автомобиль.
Зимняя резина – обязательное условие. Шины надежно держат автотранспорт, особенно, если они снабжены четырехгранными шипами «Медвежий коготь». Такие приспособления обеспечивают боковое сцепление и устойчивость.
Резиновая смесь для внедорожников должна включать рапсовое масло. Оно усиливает сцепление на льду, удары о камни автомобилей с высокой посадкой.
Зимняя резина Прадо 120 между шашками протектора имеет ребро жесткости. Канавки гладко отполированы : снежная каша легко проскальзывает. С такими шинами машина не может буксовать. Она без усилий идет по заснеженным дорогам на труднопроходимых местах. Индикаторы износа сигнализируют, когда езда становится опасной.
Но высокие сугробы преодолевает с трудом. Когда капот врезается в него, электронику глушит. Включают пониженную передачу, преодолевают снежную гору. Так же ведет себя электроника при езде по глубокой грязи.
Зимой салон теплый, морозы 30 °С за бортом не ощущаются. Двигатель работает ровно. Штатный предпусковой подогреватель держит его в рабочей температуре. Но он «съедает» заряд аккумулятора.
Расход топлива зимой возрастает до 17 л на 100 км.
Арабские и европейские машины
Prado различаются в зависимости от целевого рынка по перечню комплектаций и технически.
На ближневосточный рынок поставляли 3- и 5-дверные версии. Первые оснащали 2TR в комплекте с механикой и «автоматом». 5-дверную предлагали с 2TR, 5L, 1GR. Все укомплектованы МКПП и АКПП.
В Европе Land Cruiser 120 предлагали тоже в обоих кузовах. 3-дверная машина оснащена 1KD с механикой и «автоматом». 5-дверную модификацию продавали с 1KD и 1GR. Первый мотор комплектовали обоими типами КПП, второй – только автоматической.
На внутреннем рынке доступна только 5-дверная модификация с двигателями 3RZ, 2TR, 1KD, 5VZ, 1GR и АКПП.
В СНГ поставляли одну конфигурацию Prado: 1GR с АКПП.
Технические характеристики Тойота Прадо 120
На рынках США, Европы и Азии можно было встретить в продаже модели с 4 вариантами бензиновых моторов и 3 типа дизельных силовых агрегатов. Самыми популярными были двигатели объёмом 2,7 л и 3,4 л с производительностью 163 и 150 л.с., соответственно. Моторы комплектовались 5-ступенчатой «механикой» и двумя видами «автоматов».
В салонах России, а также на украинском рынке можно было найти Прадо III только с одним силовым агрегатом объёмом 3995 куб. см и мощностью 249 л.с. Мотор обеспечивает автомобилю разгон до сотни всего за 9,1 секунды и позволяет разгоняться до 180 км/ч – вполне достаточно для внедорожника. Средний расход топлива такого транспортного средства составляет около 12,4 л на 100 км, минимальный – 9,8 л, максимальный достигал 16,7 л.
У пятиместной версии автомобиля объём багажника в обычном состоянии был равен 403 литрам, у семиместной комплектации – 193 л. При складывании задних кресел вместимость багажного отсека увеличивалась до 1150 литров. Таких размеров хватало для перевозки крупногабаритных грузов и большого количества багажа.
При тестировании по методикам NCAP внедорожник получил оценку в 4 балла из 5 (27,5 баллов из 37). Это показывает, что на скорости около 64 км/ч пассажиры и водитель автомобиля могут получить незначительные повреждения. Однако серьёзных последствий для здоровья, находясь внутри такого транспортного средства, можно избежать.
Двигатели
«Тойота Ленд Крузер 120» оснащали обширным перечнем из 7 моторов, которые достались от 4Runner, Hilux Surf и FJ Cruiser. Среди них – 4 бензиновых, 3 дизельных.
Двигатель | Конфигурация, тип | Объем (л) | Мощность (л. с.), при об/мин | Крутящий момент (Нм), при об/мин |
3RZ-FE | R4, бензин | 2,7 | 150, 4800 | 235, 4000 |
2TR-FE | R4, бензин | 2,7 | 163, 5200 | 246, 3800 |
5VZ-FE | V6, бензин | 3,4 | 185, 4800 | 294, 3600 |
1GR-FE | V6, бензин | 4 | 249, 5200 | 380, 3800 |
5L-E | R4, дизель | 3 | 95, 4200 | 129, 2200 |
1KZ-TE | R4, турбодизель | 3 | 131, 3600 | 331/2000 |
1KD-FTV | R4, турбодизель | 3 | 166, 3400 170, 3400 173, 3400 | 410, 2600 352, 3400 410, 2800 |
1KD на мировых рынках представлен в разных вариантах форсирования, чем объясняются отличия в характеристиках.
Lexus GX 470 оснащали 2UZ-FE – 4,7 л V8 от 100 «Крузака».
Советы по выбору (смотрите на слабые места)
При покупке Тойота Ленд Крузер Прадо стоит обратить внимание на следующие места:
- коррозия рамы в местах сверки, кузова по двери багажника и колесных арок;
- избегать дизельных авто, а также проследить, чтобы бензиновые модификации не страдали последствиями перегрева;
- избегать машин с «наколхоженной» электрикой;
- проверить состояние рулевых тяг, наконечников, рычагов и тормозных дисков.
Ходовая часть
На Prado использовали ходовую часть от 4Runner, Hilux Surf и FJ Cruiser. Спереди установлена независимая подвеска, сзади – зависимая конструкция. В сравнении с предыдущим поколением на J120 пересмотрена передняя подвеска с целью повышения надежности. Высшую комплектацию оснащали регулируемой задней пневмоподвеской TEMS. Она обеспечивает изменение клиренса, улучшая управляемость при сохранении комфорта. По результатам тест-драйвов и отзывам автомобиль ориентирован на комфорт, о чем свидетельствуют высокопрофильные шины.
Трансмиссия
Toyota Land Cruiser Prado 120 комплектовали 5-ступенчатыми механическими и 4- и 5-ступенчатыми автоматическими КПП A340/341E. Последние варианты серии A750F появились в 2005 г. для бензиновых моторов. Дизели стали комплектовать 5-ступенчатым «автоматом» и 6-ступенчатой механикой в 2006 г. На большинство рынков Prado поставляли с постоянным полным приводом, однако на Ближнем Востоке были доступны модификации с подключаемым передним мостом, представленные машинами с механикой 3RZ и 5L. В первом случае используется межосевой дифференциал Torsen, распределяющий крутящий момент в пропорции 40/60 и оснащенный блокировкой.
Коробка передач и полный привод
Почти все Тойота Прадо 120 вплоть до 2009 года выпуска передвигающиеся по нашим дорогам оснащены автоматической трансмиссией, механика встречаются редко. Ранние внедорожники оснащались 4-ступенчатой АКПП, со второй половины 2004 года стали устанавливать пятиступки. Все коробки передач имеют запас прочности, без проблем ходят по 200-300 тысяч километров.
На время жизни коробки сильно влияют внедорожные покатушки, частая пробуксовка в снегу и таскание тяжёлых прицепов.
Покупая LC Prado 120, следите, чтобы не было толчков при переключении передач, а масло не должно издавать горелый запах. Щуп присутствует только на четырёхступенчатой версии коробки передач. Техническое обслуживание не предусматривает замену трансмиссионного масла, но практика показала, что механизм будет работать дольше, если менять смазку каждые 60000 пробега.
Минимальный запас прочности полного привода тоже составляет 250000 км. Но необходимо следить, чтобы сапун не забивался грязью, в противном случае сальники начинают сопливить маслом. Пониженный уровень смазки чреват повышенным износом.
Редуктор заднего моста
Грязный сапун Прадо 120 снижает срок службы редуктора.
На некоторых ТЛК 120 присутствует блокировка дифференциала. Использовать её можно только когда ситуация безвыходная и скорость меньше 8 км/ч.
Электрика и электроника
Для высшей комплектации Prado на внутреннем рынке в оснащение входит подогрев зеркал, передних сидений, система помощи при трогании на склонах, межосевая блокировка, система стабилизации, антипробуксовочная. Иногда присутствует автоматический подогрев двигателя.
На рынке СНГ большинство машин в максимальной комплектации, включающей климат-контроль, электрические стеклоподъемники, регулировки сидений, подогрев. Однако недоступна навигация.
Электроника отличается простотой.
Поэтому развит тюнинг «Круизера» Prado 120, предполагающий установку дополнительного оборудования – мультимедийных, аудио, охранных систем и т. д.
Достоинства и недостатки
Журналисты и владельцы «ЛК» Prado к достоинствам относят:
- надежность;
- простоту;
- невысокую цену запчастей, возможность купить их повсеместно;
- вместительность салона и багажника;
- грузоподъемность;
- хорошую динамику, экономичность с 5-ступенчатыми АКПП при значительном ресурсе;
- внедорожные способности (чему способствуют большие ходы подвески, меньшая в сравнении с Land Cruiser масса);
- невысокий расход топлива для 5L и 1GR;
- хороший обзор.
Противоречивы отзывы о расходе бензина для 2TR и дорестайлового 3RZ. С одной стороны, отмечают, что он в исправном состоянии составляет 10-12 литров в зависимости от сезона, другие говорят, что уходит минимум 15 л, а максимальный расход зимой превышает 30 л.
В качестве недостатков Prado отмечают:
- малую функциональность мультимедийной системы в сравнении с европейскими аналогами;
- низкое качество камеры заднего вида, что особо проявляется в темноте – часто заменяют на нестандартную;
- плохой разгон со всеми моторами кроме 1GR и 1KD;
- медленный 4-ступенчатый автомат;
- плохую управляемость, валкость и парусность, обусловленные большим весом при высоком центре тяжести;
- слабые тормоза;
- простые материалы отделки;
- вибрацию 2TR на холостых;
- слабые фары;
- бедные начальные комплектации.
Пользователи резюмируют Prado как машину для городской эксплуатации. Несмотря на внедорожные способности, для постоянного использования в сложных условиях покупать такой автомобиль, по крайней мере в условиях рынка СНГ, нецелесообразно.
LC Prado получил 3 награды как SUV с лучшими потребительскими качествами в Австралии и США.
Ввиду официальных продаж в России одной конфигурации, на вторичном рынке большое количество импортированных до повышения пошлин авто. Причем не с правым рулем из Японии, а с европейского и ближневосточного рынков. Стоимость, как и для прочих Land Cruiser, высока, мало зависит от года выпуска, пробега. При этом продажи Prado идут активно – автомобиль востребован. Цена для целых машин с документами начинается с 850 тыс. рублей и доходит до 2 млн.
Все дело в хозяевах: выбираем Toyota Land Cruiser Prado 120
И пусть цена подержанного TLC 120 сейчас сопоставима со стоимостью новой Весты или Solaris в «топе», но престижа и комфорта он дарит неимоверно больше. К тому же на выбор предлагаются бензиновые и дизельные моторы на любой вкус, от простейшего на сотню лошадиных сил до четырехлитрового V6 под две с половиной сотни «лошадей». Короткая и длинная база кузова, хороший выбор опций и даже семиместное исполнение для длиннобазного кузова. Классические решения, примененные в десятках моделей компании, в том числе коммерческих серий. «Кушает» машина хорошо, сообразно объему мотора, салон комфортный, подвеска тоже, проходимость на отличном уровне и шоссейные повадки вполне сносные, сильно заругать не за что.
А вот спасает ли легендарная надежность от расходов, предстоит разобраться.
Кузов и салон
Рамная конструкция кузова многими почитается как самый крепкий и надежный вариант. Но на деле рама – это вовсе не нечто неубиваемое, да и конструкция кузова получается не очень удачной: слишком высокие полы, высокий центр тяжести, плохая жесткость кузова. Да и пассивная безопасность не так хороша, как кажется: при ДТП с неподвижными объектами или просто более весомыми, последствия самые тяжелые. И только если это столкновение с более легкой машиной, рама и масса сыграют свою роль.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado (120) ‘2002–09
В эксплуатационном отношении же тоже не все благополучно. Антикоррозийная обработка рамы у TLC 120 оставляет желать лучшего, коррозия наступает со всех точек сварки и отверстий. На машинах, эксплуатировавшихся в Москве и не проходивших дополнительной антикоррозийной обработки, рама может быть даже существенно ослаблена, вплоть до появления трещин. Агрегат важный, но менять его приходится из-за неудачных вылазок на бездорожье.
А вот с заменой все не так уж просто: машины с ремонтным номером рамы, с буквами R по краям, просто не могут пройти постановку на учет сейчас. Впрочем, и раньше такое было возможно только за «мзду малую», хотя никакого криминала в этом нет – так набивали номер дилеры по всей Европе.
Много машин с повреждениями номера из-за коррозии, но хватает и авто с «темным» прошлым – «тойотовские» внедорожники давно лидируют по числу угонов. Также к криминалу сейчас относятся и «конструкторы» – ранее TLC почитались «вечной» машиной не только за надежность. VIN наносился на табличку, которая крепилась к кузову на заклепках, которыми обладали не только официальные дилеры – их можно было запросто купить в магазине запчастей. А значит, старый LC всегда можно было поменять на новенький, нелегально ввезенный в распиле – переклепать табличку могли в любом сервисе. Особенно удобен был способ для тех владельцев, у кого рама была «безномерной» – в ПТС значилось «номер не установлен».
На фото: Toyota Land Cruiser Prado 5-door (J120W) ‘2002–07
Изменения в законодательстве последних лет буквально выбили почву из-под ног многочисленных владельцев Тойот на Дальнем Востоке, где подобные «фокусы» поставили на конвейер – их машины теперь нельзя перерегистрировать. При покупке, разумеется, нужно самое тщательное внимание уделить номеру рамы, документам, соответствию VIN, заявленному в ПТС. Лучше всего, если авто с левым рулем и официально продано в России. Чуть хуже, если это авто из Европы, но с нормальной дилерской историей. Все остальные варианты понемногу уходят в Казахстан или на распил, благо спрос на запчасти большой, машина все еще остается одной из очень угоняемых моделей.
На Prado корродирует не только рама, кузов тоже подвержен этой напасти. Снаружи зачастую все хорошо, но под фальшпорогами, в местах под арками, в местах расположения клипс креплений, коррозия на городских машинах уже вовсю прокладывает себе путь через металл. Увы, но многие владельцы игнорируют первые проявления, а уже через несколько лет повреждения могут стать необратимыми.
Снаружи при этом все не так уж плохо: коррозия в явном виде видна только на задней двери, иногда она вылезает из-под пластика порогов или накладок и расширителей арок. Не меньше проблем ждет тех, кто покупает заантикоренные по-старинке, битумом и пушечным салом, машины из глубинки, в расчете на лучшее состояние кузова. На деле такая барьерная защита не мешает развиваться уже начавшейся коррозии, а под слоем битума может оказаться труха. В общем, на состояние кузова нужно обратить самое пристальное внимание, особенно на машинах из Эмиратов.
1 / 2
2 / 2
В остальном проблем на удивление мало. Дребезг в дверях – это или накладки, или ограничитель, или проявляется люфт петель. Трубки кондиционера и конденсатор активно корродируют – сплав не очень удачный, к пяти-шести годам часто нужно менять. Основной радиатор тоже корродирует и регулярно требует замены. Причем мыть его опасно, конструкция слишком хлипкая, может не выдержать напора воды из керхера. Трапеция дворников тоже далеко не вечная, может развалиться даже не машинах последних годов выпуска. Хром радиаторной решетки, накладок зеркал и колесных дисков не выдерживает и года в Москве, просто расстаньтесь с ним со спокойной душой заранее.
Лобовое стекло на Prado – расходник, легко затирается, легко разбивается. Салонные проблемы, помимо общего загрязнения и плохой химчистки, можно пересчитать по пальцам. Из мелочей –почти всегда отсутствует третий ряд сидений, он очень неудобен в хранении, его просто снимают и… теряют.
Самая серьезная проблема, пожалуй, связана с климатической системой. Если она начинает шумно и дергано шевелить приводами, то обратите внимание на состояние моторедуктора заслонок смешения. В нем протираются контактные дорожки, стираются щетки из-за высыхания смазки. Если вовремя разобрать и смазать, может еще проработать очень долго, если же нет, то цена новой детали примерно 5 тысяч рублей. Снимать панель не требуется, но разобрать придется много. Ресурс мотора отопителя – умеренный, хватает его примерно на пять-восемь лет, но часто помогает замена щеток и восстановление подшипников.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Шумы и стуки рулевого управления обычно связаны с разбитой рулевой колонкой, ее проблемы довольно разнообразны, но чаще всего разбиты крестовины кардана или эластичная втулка. Цена ремонта – от пары тысяч рублей до более чем пятидесяти, тут все зависит от фантазии и жадности сервиса. Наиболее ленивые и алчные ремонтом не заморачиваются, предлагают менять на «контрактную» (по факту никакого контракта у детали нет, она просто с разборки или с угнанной машины), ценой тысяч в 30-40.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado 5-door (J120W) ‘2007–09
А вот с мультимедийной системой проблем нет, если не считать того, что она тут в разы проще, чем на любом европейском однокласснике, и не умеет буквально ничего. Камера заднего вида есть, но те, кто ее опробовали, утверждают, что лучше бы ее не было. В светлое время суток ей еще можно пользоваться, но ночью картинка напоминает о низкобюджетных фильмах ужасов. «Неродные» камеры разной степени продвинутости встречаются на TLC Prado едва ли не чаще, чем «родные».
Электрика и электроника
Основная проблема, как ни странно, простота обслуживания этой подсистемы машины. В самой глухой деревне найдется парень, который разберется с поломками без сканеров и прочего. Одна беда: попутно часто создаст еще кучу проблем из-за своей низкой квалификации. По три-четыре блока колхозного ксенона, пять сигналок, четыре комплекта проводки акустики – это все будни сервисов, которые восстанавливают старые «Прадики». Люди, которые ездили на них раньше, не морочили себе голову: едет, и хорошо, светит – так вообще отлично. К сожалению, «колхоз-стайл» всегда где-то рядом с Prado, к этому стоит быть готовым.
В целом по электрической части все неплохо. Разве что регулятор напряжения тут – расходник, который в среднем каждые года три стоит менять. По цене он доступен, а на полумертвом и аккумулятор выйдет из строя, и генератор можно загубить.
Электропроблемы касаются и подвески: если стоят регулируемые амортизаторы TEMS, то может выйти из строя их проводка, причем это даже чинят. Чинят и сами амортизаторы, но реже, чаще ставят неоригинал. Еще к «расходке» на машинах с задней «пневмой» относится компрессор, даже с забором воздуха из салона его ресурс весьма ограничен, обычно его хватает на 150-200 тысяч километров при движении по асфальту, а если машина ездит по грунту, то ресурс ниже – раз в пять. Иногда еще сбоят и его датчики на задней оси. Лопающиеся баллоны явно относятся к проблемам самой подвески, но стоят они тоже недорого, порядка 8-9 тысяч рублей. Да, это вам не Range Rover.
Немного электронных проблем возникает и в моторном отсеке: в основном это «цветение» разъемов да датчики бензиновых моторов. А вот поломка замка зажигания, пусть и не совсем «электрическая» на деле, но весьма курьезная и к тому же встречается часто. Лопается вал между замком и контактной группой замка. Его пытаются ремонтировать, варят аргоном, залепляют холодной сваркой или просто меняют – детали уже есть в продаже. Встретите нештатную кнопку Start на панели – знайте, тут уже кто-то «колхозил» вовсю.
Подвеска, тормоза и рулевое управление
Все три узла требуют повышенного внимания. Подвеска весьма надежна, если только не забывать о том, что ее нужно нормально обслуживать. Попадаются и вырванные шаровые опоры, и порванные в хлам сайлентблоки, и лопнувшие пружины…
Как вы уже поняли из прошлой части статьи, пневмы можно особенно не бояться: 30 тысяч рублей за насос и по 8 тысяч рублей за каждую из пневмоподушек – не слишком большая плата за лишние 4 см клиренса сзади и комфорт. Тем более что служит система при некотором уходе достаточно долго, если не допускать грязный воздух в компрессор и ухаживать за баллонами, то может пройти и сотни тысяч, особенно если не злоупотреблять грунтовками с пылью. Амортизаторы TEMS стоят дорого, но для столь высокой и узкой машины это хороший способ обеспечить приличную управляемость на шоссе при сохранении комфорта. Опять же, стоит вложений. Часто устанавливают более продвинутую версию амортизатора с TLC 150: нужно лишь поставить другую опору.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado 5-door ‘2007–09
Про ресурс подвески в целом сказать сложно: по хорошему асфальту он огромен, но покупают такие машины вовсе не для гладких дорог, и часто подвески хватает на полгода хороших «прохватов» по убитому асфальту. Причем у легковушки от таких скоростей и дорог давно отвалились бы подрамники, а на TLC надо всего лишь поменять шаровые да резинки рычагов.
Из слабых мест можно выделить ступичные подшипники, они не особо герметичны, после преодолений бродов часто начинают свистеть, да и мелкая пыль проникает через все уплотнения. А на хороших дорогах да в теплых краях ресурс, опять же, очень большой.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado ‘2002–09
Тормоза отличаются продуманной конструкцией, простотой замены колодок и тем, что диски и колодки убивают регулярно. Машина тяжелая, тормоза маленькие – вывод сделать несложно. Диски ведет довольно часто из-за высокой их температуры. Очень редко сбоит блок АБС. А вот ошибки по системе стабилизации нередко связаны с ошибками датчика положения руля: его забывают выставлять «в ноль» после процедуры настройки развала и схождения колес.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado ‘2002–09
Рулевое управления весьма надежно, разве что ресурс тяг и наконечников небольшой, да и рулевая колонка доставляет немного хлопот, о чем я уже писал выше. На машинах, эксплуатирующихся на бездорожье, стоит обратит внимание и на крепление рейки. Часто люфт самой рейки составляет пару сантиметров – разумеется, это плохо сказывается и на точности руления, и на состоянии ее гидравлики.
Трансмиссия
Стоимость заднего карданного вала
цена за оригигал
29 132 рубля
В целом, все выполнено весьма и весьма надежно. При условии, что карданные валы шприцуют регулярно (если стоят шприцуемые, конечно), в мостах заменяется смазка, а за состоянием пыльников ШРУС следят. Все эти элементы все равно требуют регулярной замены, но при условии своевременного обслуживания серьезных замен можно будет избежать до пробега в 150-200 тысяч км. Раздаточная коробка тоже отлично справляется со своими задачами.
К «автоматам» и «механике» претензий ноль. АКПП требуют лишь своевременной замены масла (каждые 60 тысяч км будет оптимально) и аккуратной эксплуатации, без перегревов. «Автоматы» тут в основном серий A750F, у них пять ступеней и их вряд ли можно назвать особо консервативными – они даже обеспечивают хорошую динамику и расход топлива. Алгоритмы работы очень удачно настроены: ресурс ГДТ большой, загрязнение коробки слабое, терморежимы очень щадящие, и в целом коробка может пройти и 200, и 300 тысяч километров. Кстати, эту АКПП можно встретить и на Mitsubishi Pajero, и на Suzuki Vitara, и на Kia Sorento.
Реже попадаются АКПП серии A340/341E, в основном с мотором 2.7 2TR-FE, но ставили ее и с дизелями и редкими бензиновыми 3.0. Эта четырехступка тоже относится к разряду «вечных». Идеально продуманная конструкция, хороший регламент техобслуживания. Порой даже в нечеловеческих условиях она все равно ходит и ходит сотнями тысяч… И в устройстве она очень проста и логична.
Моторы
Основные двигатели на нашем рынке – это бензиновые «четверки» 2.7 серии 2TR–FE, V-образные «шестерки» 4.0 1GR–FE и дизели серии 1KD, чаще всего 1KD–FTE мощностью 163-173 л. с. Реже встречаются дизели 1KZ и бензиновые моторы более старых серий, в основном на машинах из Азии и «конструкторах».
Все двигатели, надо отдать должное, отличаются завидным ресурсом и жизнеспособностью. При условии хотя бы приблизительного соблюдения техрегламента Toyota способны «бегать» сотни тысяч километров.
Рядная «четверка» 2.7, несмотря на солидный рабочий объем, пожалуй, самый низкоресурсный мотор. К тому же есть у него и несколько неприятных врожденных черт: склонность к течам переднего сальника, не очень удачные патрубки системы охлаждения… Да и на двухтонной машине износ поршневой группы получается довольно большим, уже к пробегу в 200-250 тысяч километров часто нужно заменить поршневые кольца, а за зазором клапанов стоит следить постоянно. В остальном мотор на удивление прост, логичен и хорошо скомпонован.
На фото: Двигатель 2TR-FE
Если бы еще ресурс цепей был повыше типичных 120-150 тысяч километров, то все равно мог бы оказаться в лидерах. Цена «среднего» ремонта сравнительно невелика, а расточка требуется редко, качество блока цилиндров очень высокое. К сожалению, он часто бывает укатан ездой с «масложором», многократно перегрет и варварски эксплуатируется на 92-м бензине или с ГБО. В таких случаях ГБЦ просто мертвая, с трещинами седел клапанов и большой кольцевой выработкой.
Более солидный V6 объемом 4,0 литра продавался у нас официально, и это действительно хороший выбор для машины. Ресурс за 300 тысяч для 1GR-FE вполне типичен, а дальше все ограничено состоянием навесного оборудования и возрастом системы питания и охлаждения. При хорошем уходе пробег в полмиллиона километров вполне достижим.
На фото: Дигатель Toyota 1GR-FE
Проблемы? Течи, неудачная система вентиляции картера, загрязнение дросселя и сбои навесного, низкий ресурс лямбда-зондов. На самых ранних моторах встречался и пробой прокладки ГБЦ с потерей антифриза, но сейчас вероятность встретить машину с неустраненной проблемой мала. А вот с последствиями перегрева – очень даже возможно. Если менять масло часто, лить хорошее, не перегревать, вовремя регулировать зазор клапанов, то мотор проявит себя отлично.
На фото: Двигатель Toyota 1KD-FTV
Дизельные моторы 3.0 тоже продавались официально и тоже очень хороши, правда, не для глубинки, а только для городов с хорошим качеством топлива. 1KD-FTE очень не любит сернистой солярки, малосернистой без смазки, с водой и замерзшей. Если топливо «не очень», то ресурс ГБЦ, форсунок и топливного насоса будет слишком мал, чтобы окупить повышенные затраты на приобретение. Да и EGR тоже тут на редкость капризный. Форсунок в среднем хватает на 120-150 тысяч километров пробега, в лучшем случае на 200-250, все остальные узлы требуют частой проверки.
Немного улучшает ситуацию установка системы подогрева бака, топливопровода и фильтров, лишнего водоотделителя и фильтра тонкой очистки. В общем, в среде традиционных покупателей Prado мотор завоевал репутацию не особо надежного, хотя по сути проблема в стиле обслуживания, а не самом моторе.
Наиболее мощная версия мотора в 173 л. с. отличилась еще и трещинами в поршнях и малым ресурсом турбины, это уже похоже на откровенный перебор по форсированию и просчет производителя. К счастью, таких машин очень мало, это только европейские экземпляры с 2007 года выпуска. Но бдительность проявить стоит, тем более что если форсунка «льет», то трещины появляются и на моторах с меньшим форсированием. Для начала немного уходит компрессия в этом цилиндре – в этот момент можно вовремя заметить проблему и устранить ее, пока не понадобилась расточка и замена всей поршневой группы.
На фото: под капотом Toyota Land Cruiser Prado 5-door (J120W) ‘2002–07
Резюме
В целом Toyota Land Cruiser Prado 120 – это действительно надежная машина. Она очень ресурсная, и при этом ее конструкция устроена на удивление логично и просто. Запчасти не несут на себе «наценки на второй ремонт», как это принято у европейских марок, никаких двойных доплат за ремразмеры и ремнаборы, дешевы и расходные материалы.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado 5-door (J120W) ‘2002–07
К тому же регламент техобслуживания Toyota прописан до совершенно нереальных пробегов для европейских машин в 200-250 тысяч км, ТО проводится каждые 10 тысяч, и никаких «вечных» масел для Toyota не существует – есть четкие указания на необходимость периодичной замены. В общем, налицо здоровый консерватизм во всем.
Стоимость переднего крыла
цена за оригигал
15 257 рублей
А что касается коррозии, то машину просто не проектировали для наших условий – в теплых странах, основных потребителях TLC, это вообще не проблема. Там даже металл без краски не ржавеет годами… У нас же Prado эксплуатируют «на убой» в буквальном смысле, и при покупке в первую очередь нужно искать машину, которая не была разъездной у нефтяников, строителей или любителя охоты и рыбалки. Лучше искать авто из местности, где есть хорошие официальные и не очень сервисы Toyota, ибо машины «из регионов» часто находятся в столь удивительно «наколхоженном» состоянии, что целесообразность восстановления не всегда очевидна. Ничего не поделать, как и все простые и «неубиваемые» (к тому же статусные!) авто, Prado притягивает совершенно особенный типаж владельцев.
На фото: Toyota Land Cruiser Prado 5-door (J120W) ‘2002–09
И последняя хорошая новость: если отдают нечто с совершенно убитым мотором и трансмиссией, но крайне дешево, и при этом у вас есть уверенное желание годик-другой поковыряться с машиной, вложив тысяч 300-400, то этим можно соблазниться. Во всяком случае, Япония до сих пор генерирует стабильный поток контрактных запчастей по сходной цене.
Что действительно важно, так это рама, документы и некриминальный статус. Если есть проблемы по этой части, то это, увы, фатально.
Опрос
Купили бы вы себе TLC Prado?
Ваш голос
Всего голосов: