Toyota Land Cruiser 80: технические характеристики и ходовые качества


Для тех, кому Toyota Land Cruiser 200 и Ленд Крузер Prado кажутся недостижимыми, стоит присмотреться к Toyota Land Cruiser 80. У этого автомобиля есть даже немало преимуществ по сравнению с современными Ленд Крузерами. Впервые этот автомобиль появился в 1990 году и тогда 80-й Ленд Крузер произвел фурор в мире внедорожных автомобилей. Даже несмотря на то, что данный автомобиль был выпущен так давно, он обладает комфортом, великолепными техническими характеристиками, и серьезной надежностью.

Улучшить можно все


Land Cruiser 80 в свое время был самым крупным внедорожником в гамме Toyota. Назвать красивым этот огромный автомобиль язык не поворачивается – из-за тяжеловесности облика (впрочем, это можно назвать солидностью). Немного найдется машин, которые занимают столько же места на дороге. Но не внешность красит внедорожник, а его возможности. Не пытаясь оспорить тот факт, что «восьмидесятка» и так умеет много чего на бездорожье, признаем, что улучшить можно все.

Данный джип легко очарует любителя off-road. Кузов приподнят над рамой (лифтован), установлены колеса большого размера с рисунком повышенной проходимости, вдоль правой стойки лобового стекла высится шноркель. На крыше установлен большой багажник с дополнительными фарами, обращенными назад. Лестница на левой половинке задней двери, помогающая взобраться на крышу, – обязательный атрибут. Не хватает лишь лебедки. А лучше – двух.

Посадка-высадка – без проблем: спасибо большим дверным проемам, а также широкой подножке.

Land Cruiser – машина серьезная, и в этом лишний раз легко убедиться, открыв капот. Все, что можно, тщательно загерметизировано: вся проводка проложена в специальных трубках, на электрических разъемах не увидишь голых клемм. Для уверенного пуска двигателя в любую погоду установлены два мощных аккумулятора.

Утилитарная версия

Интерьер хорошо спроектирован и качественно выполнен. Продумана каждая мелочь, все необходимое – под рукой. Никакого псевдодерева в салоне – почти везде черный пластик (кстати, ни одна из пластиковых деталей за время теста не побеспокоила нас своим «звучанием»), никаких электронных «примочек». Но это не помешает найти оптимальную посадку водителю любого роста и комплекции.


Двери обшиты обычным дерматином. Нет даже привычных кармашков для мелочи. На центральном туннеле высятся два рычага управления трансмиссией, на консоли – кнопка, блокирущая межосевой дифференциал. Рычаг механической коробки передач расположен высоко, переключения четкие.

Щиток приборов порадовал крупной и легко читаемой шкалой спидометра. Его дополняют указатели уровня топлива и температуры двигателя. А вот для тахометра места не нашлось. Очень утилитарная, надо заметить, версия. Благо, хоть кондиционер есть.

На заднем сиденье комфортно разместятся три человека, а если они потеснятся, то хватит места и для четвертого (машина в ширину – без малого два метра).

По дорогам…

Знатокам и почитателям Land Cruiser 80 не нужно рассказывать о флегматичном характере 136-сильного атмосферного дизеля, который не обеспечивает такому большому автомобилю хорошей разгонной динамики. Попытка резкого старта показала, что Land Cruiser с дизелем, пусть даже с механической коробкой, – не лучшая машина для гонок со светофора. Зато разогнавшись, автомобиль уверенно держится в городском потоке. Широкий диапазон крутящего момента пришелся очень кстати, даже на пятой передаче можно ускоряться с 60 км/ч.

Поначалу возникают проблемы с габаритами, особенно при быстрых перестроениях, правда, через некоторое время понимаешь, что на подобном автомобиле тактика «вышивания» необходимых плодов не приносит. Да и ни к чему это (не говоря уже о том, что опасно). Можно просто напористо двигаться в левом ряду, накатываясь на идущих впереди. Только самый «упертый» водитель не освободит дорогу, увидев нависшую над задним бампером махину.

Обращает на себя внимание то, что в коробке передач сближенные (в расчете на бездорожье) передаточные числа. При динамичной езде по городу работать рычагом приходится много. А на шоссе, когда скорость приближается к 120 км/ч, о переключениях можно забыть, ибо тяговых возможностей мотора вполне хватает для преодоления большинства подъемов на пятой передаче.


Над управляемостью Land Cruiser 80, судя по всему, потрудились серьезно и обстоятельно. Автомобиль не только четко проходит повороты, но даже подстегивает к более скоростным маневрам, несмотря на свои нешуточные размеры и вес. В условиях скоростного движения по трассе Land Cruiser очень уверенно держит дорогу. Немалая заслуга в этом – очень четкая обратная связь в рулевом управлении. Гидроусилитель мощный, но передние ведущие колеса сделали его «прозрачным». Даже на скорости свыше 100 км/ч реактивное усилие на руле ощутимое.

Дефектов дорожного покрытия можно не бояться благодаря мощной энергоемкой подвеске. Даже на серьезных колдобинах автомобиль лишь покачивается, как бы отмечая их наличие. Модернизированная подвеска получилась достаточно длинноходной и энергоемкой, хотя и не очень мягкой. Езда на различных скоростях и в разных дорожных условиях показала, что характеристики установленных пружин и амортизаторов подобраны для обеспечения оптимального поведения автомобиля как на трассе или в городе, так и на бездорожье. Хотя особо ярым поклонникам скоростных «покатушек» по бездорожью не лишне иметь амортизаторы с регулируемой жесткостью. С их помощью можно настроить подвеску для скоростной езды на любых дорогах и бездорожье.

«Ворчание» дизеля слышно с момента пуска мотора и до тех пор, пока его обороты не поднимутся примерно до 3 000 в минуту, лишь тогда дизель уменьшает свой «бас». Самое мучительное с акустической точки зрения – длительная езда на третьей передаче со скоростью 60 км/ч: «ворчание» двигателя уже через пару минут начинает откровенно раздражать.

Ходовые качества

Ленд Крузер 80 может ездить со скоростью в 160 км/ч вполне легко. Но для тех, кто любит быструю езду есть плохие новости – придется менять передний мост уже через 100000 км пробега. Вообще, балка моста достаточно крепкая и надежная, на нее можно легко установить 32-дюймовые колеса, не прибегая к лифту.

Важно периодические смотреть за сальниками, они могут потечь из-за забитых сапунов и из-за старости. Трансмиссия здесь механическая, также есть раздаточная коробка – они совсем не проблемные, задний мост, в отличие от переднего менять надо очень редко. Есть комплектации с коробкой автомат, которая тоже надежная и в большинстве случаев не создает проблем своим владельцам.

… и без них

Важный момент на бездорожье – тип используемых шин. В нашем случае Land Cruiser был «обут» во внедорожные шины с крупными грунтозацепами. На трассе они, кстати, ведут себя несколько хуже, чем обычные дорожные шины.

Найти грязь не получилось – погода подкачала (то бишь была очень хорошей). Пришлось скакать по буеракам, чтобы «повесить» Land Cruiser хотя бы по диагонали. Но не тут-то было. Модернизированная подвеска оказалась очень длинноходной: несмотря на все наши усилия, колеса так и не оторвались от земли.

Land Cruiser 80 на бездорожье весьма решителен, если так можно выразиться. Отсутствие турбонаддува, приводящее в некоторое уныние на трассе, сделало двигатель на редкость гибким: ни разу не потребовалось включения пониженной передачи. Более того, даже первая передача в основной коробке требуется лишь при трогании с места.

И, конечно, на грунтовке неплохо ведет себя подвеска. Ожидая, что будет трясти как на тракторе, мы были приятно удивлены тем, что плавность хода вполне сносная.

Всё, что нужно знать покупателю Toyota Land Cruiser 80

Помните старую поговорку о том, что в России, дорог нет, а есть направления. Впрочем, так можно сказать о многих странах «третьего мира». Специально для таких условий «Toyota» спроектировала и выпустила на рынок в 1989 году великолепный джип «Land Cruiser 80». Быстрый на асфальте, непобедимый на бездорожье… Да еще комфортный и надежный. Настоящий сухопутный крейсер для любых направлений!

Всё, что нужно знать покупателю Toyota Land Cruiser 80

Помните старую поговорку о том, что в России, дорог нет, а есть направления. Впрочем, так можно сказать о многих странах «третьего мира». Специально для таких условий «Toyota» спроектировала и выпустила на рынок в 1989 году великолепный джип «Land Cruiser 80». Быстрый на асфальте, непобедимый на бездорожье… Да еще комфортный и надежный. Настоящий сухопутный крейсер для любых направлений!

Автомобиль относится к разноводности так называемых профессиональных джипов. Кузов посажен на мощную раму, которая не боится ударов и встрясок. Колеса удерживаются на мощных мостах, повредить которые может либо совсем отчаяный водитель, либо гранатомет. В гамме двигателей предусмотрены специальные моторы под скверное топливо. Заправлять такие «Круизеры» можно даже на АЗС Валилия Алибабаевича из киноленты «Джентльмены удачи», который имел обыкновение разбавлять топливо ослиной мочой… А если серьезно, то специалисты сервисов в один голос твердят: это один из самых надежных внедорожников в мире.

Весной 1998 году на смену «Land Cruiser 80» пришел «Land Cruiser 100».

Классовые отличия

«Land Cruiser 80» выпускался в трех уровнях оснащения. Они настолько отличаются, что расставляют автомобили буквально по разным классам: от простейшего «армейского» джипа до роскошнейшего люкс-внедорожника.

«STD». Самый простой стандартный вариант. Во многих странах используется в качестве армейского джипа. Внешне «STD» можно узнать по отсутствию боковых молдингов и расширителей крыльев. Это идеальная машина для постоянной работы в тяжелых условиях. Если вы покупаете «Land Cruiser» в основном для вояжей на охоту или рыбалку в глухие места, рекомендую именно «STD». Джип упрощен до предела: никаких электроники. Нет даже АБС, которая побаивается грязи. Из дополнительного оборудования ограничьтесь кондиционером, магнитолой и механической лебедкой. А виниловая обивка сидений и такой же покрытие пола позволяют мыть салон мокрой тряпкой.

«GX». Больше комфорта и внешних изысков. Появились боковые молдинги и немного хрома во внешней отделке. Бензиновые версии упираются в дорогу широкими покрышками, прикрытыми пластиковыми расширителями крыльев. В салоне «GX» наверняка будет электропакет, кондиционер и, возможно, электрический люк. Сиденья обиты тканью. Пол выстелен ковролином.

Дешевые дизельные версии «STD» и «GX» отличают узкие покрышки и отсутствие расширителей крыльев.

Почти все «Круизеры» в исполнениях «STD» и «GX», которые встречаются на российском рынке подержанных машин, изначально были проданы отечественными дилерами «Toyota». Предназначенные для нашей страны машины обычно снабжались либо атмосферным (без турбонаддува) дизелем, либо бензиновым карбюраторным мотором. Буквально считанное количество «GX» было продано с инжекторными двигателями, АБС и подушками безопасности. Коробка передач — только механическая.

«VX». Роскошный и престижный люкс-внедорожник. В первой половине 90-х на европейском рынке эта машина даже по цене соперничала с «Range Rover»! Приобретая «Land Cruiser VX», вы гарантированно получаете машину на широкой резине и литых дисках, с велюровым или кожаным салоном, оборудованную всеми мыслимыми оптиями, которые служат повышению комфорта. В 1994 году, когда модель претерпела легкий рестайлинг, в стандартное оснащение «VX» вошли подушки безопасности и АБС. Для этого исполнения предлагались самые мощные моторы: бензиновый инжекторный и турбодизель. Оба могли сочетаться как с механической коробкой, так и с автоматической. Но комбинация «бензин/механика» встречается столь же редко, как и «турбодизель/автомат».

…На рынке немало машин с пестрыми аппаликациями на бортах, вертикальной эмблемой-«прицелом» на капоте и шильдиками «GX-R» или «VX-R». Не лучший вариант. Это спецификация для Среднего Востока, которой посвящена глава «Мне два кондиционера и холодильник…»

С бензиновым мотором…

Главное отличие бензинового двигателя «Land Cruiser 80» в том, что он специально проектировался для этой модели с учетом требований, предъявляемых к профессиональному внедорожнику. Потому мотор чрезвычайно вынослив и догловечен.

Рядная 24-клапанная шестерка» объемом 4,5 литра выпускалась в двух вариантах: карбюраторном и инжекторном.

Карбюраторная версия мощностью 197 л.с. имеет маркировку «1FZ-F» — с нее начинается номер мотора. За счет пониженной степени сжатия и, как правило, отсутствия катализатора, она спокойно потребляет 92-й бензин практически любого качества. Но сложный по конструкции и настройкам карбюратор каждые год-два требует разборки и чистки, что обходится в $200.

С индекса «1FZ-FE» начинается номер инжекторного двигателя. Он выдает 205 сил. В такую машину следует заливать только качественный 95-й бензин. Зато система впрыска абсолютно беспроблемна и служит по 150.000-200.000 км.

Бензиновый мотор «Круизера» весьма недорог в обслуживании. Распредвалы приводятся почти «вечной» цепью, регулировка клапанов практически не требуется. Поэтому, кроме регулярной замены масла, фильтров и свечей, владельцы предстоит менять только ремни привода вспомогательных агрегатов через каждые 100.000 км. Главное, не забывайте чистить радиатор и менять антифриз, чтобы однажды не перегреть мотор. Специалисты сервиса рекомендуют проводить эти операции одновременно через каждые 40.000 км.

Первых серьезных трат можно ожидать только к появлению числа «200.000» на одомете. Примерно столько служат водяная помпа ($330 вместе с работой) и термомуфта вентилятора ($510 вместе с работой). А вот ремонт потекшего насоса обойдется в $175. Это — все!

Сколько мотор способен пройти до капремонта, механики на знают. Экземпляры с пробегом в 250.000-3000.000 км уже встречаются. На безмолвный вопрос инженера-диагноста «Как здоровье?», такие автомобили, будто старый еврей из бородатого анекдота, словно отвечают: «Не дождетесь!».

Бензиновый двигатель «Круизера» исключительно плавен и бесшумен. Как подобает мотору профессионального внедорожника, он уверенно тянет машину практически с холостого хода и не требует высоких оборотов. Есть только одно «но»: покупая бензиновый «Land Cruiser», следует быть готовым к расточительному расходу топлива 20-25л/100 км.

…и дизельным

Многие автомобилисты имеют против дизелей достаточно доводов: и тихоходны, и тарахтят, и нашу солярку плохо переваривают… Но среди владельцев дизельных «Круизеров» мало желающих пересесть на бензиновый джип. Зачем отказываться от надежного дизеля с отменными характеристиками, присутствие которого легче определить по запаху из выхлопной трубы, чем на слух?

На «Land Cruiser 80» устанавливался рядный 6-цилиндровый дизель объемом 4,2 литра. Он может быть либо атмосферным, либо с турбонаддувом.

Атмосферный дизель имеет два клапана на цилиндр и обозначается индексом «1HZ», с которого начинается номер мотора. Вариант для европейского рынка имел мощностью 136 сил, однако на российскую спецификацию устанавливалась специальная топливная аппаратура, рассчитанная на нашу паршивую солярку. В результате мощность снизилась до 130 сил, зато по всеядности дизельный «Land Cruiser» соперничает с трактором «Беларусь».

Турбодизель может быть с двумя или четырьмя клапанами на цилиндр. Двухклапанная версия «1HHD-T» развивает мощностью 167 л.с. Четырехклапанный 170-сильный мотор имеет обозначение «1HD-FT». Динамические характеристики турбодизелей просто великолепны. Например, с четырехклапанником «Land Cruiser» разгоняется до 100 км/ч за 12,7 с и набирает скорость 170 км/ч. Для сравнения: бензиновый «VX» имеет аналоничную «максималку», а по разгону выигрывает у дизельной машины меньше секунды… Думаю, вы поняли тех владельцев, которые не желают расставаться с дизельными «Круизерами»?

Дизельные «Land Cruiser» в североевропейской и российской спецификациях имеют два аккумулятора, предпусковые свечи или спиральную сетку накаливания (они облегчают запуск мотора в холод), а также обогрев топливного фильтра. Поэтому, если зимой пользоваться антигелевыми присадками, проблем с дизельными «Land Cruiser» не возникает. Главное, меняйте каждые 20.000 км топливный фильтр и не ленитесь почаще сливать из него воду согласно инструкции. Тогда топливный насос высокого давления (ТНВД) будет служить долго. В противном случае можно «налететь» на $500-1.000 за его ремонт.

Если мотор с наддувом, запомните золотое «турбоправило»: строго вовремя меняйте воздушный фильтр и не выключайте двигатель сразу после остановки машины. Дайте ему хоть полминуты поработать на холостых оборотах. Тогда не придется досрочно выкладывать $2.000 за новую турбину…

После покупки «Land Cruiser» лучше не доверять счетчику пробега и сразу же поменять ремень ГРМ. Его обрыв на дизеле приводит к сильным разрушениям, и счет за ремонт пойдет на тысячи долларов. Следующая замена ремня — через 100.000 км.

Распылители форсунок нужно периодически чистить на специальной установке в специализированном сервисе. Тогда их хватит на 100.000-130.000 км. После — замена. Для дизеля, имеющего по два клапана на цилиндр, тогда придется вложить окло $420. Замена распылителей на «четырехклапанном» моторе обойдется примерно в $540. При больших пробегах за 200.000 км, как на бензиновом двигателе, возможен выход из строя насоса гидроусилителя руля и термомуфты вентилятора. За них придется выложить примерно столько же, сколько владельцы бензиновой машины.

Как видите, дизельные «Круизеры» тербуют несколько больше хлопот и денег, чем бензиновые. Но это с лихвой компенсируется расходами на топливо. Дизельные «Land Cruiser 80» потребляют всего 13-15л/100 км.

Про шасси «Land Cruiser» и… японскую бензопилу

Престижный вариант «VX» выделяют большие широкие покрышки, расширенные крылья и боковые подножки

Помните анекдот про сибирских лесорубов, которые для проверки качеств новой японской бензопилы предложили ей сначала сосну, затем вековой дуб, а напоследок — рельс Байкало-Амурской магистрали?.. Шасси «Land Cruiser 80» очень прочное и выносливое. Только не пытайтесь «пилить рельсы»!

Пожалуй, «Land Cruiser» не отличается отточенным поведением на асфальте. Зато прочнейшие балки-мосты обещают долгую и верную службу шасси. подвеска машины с легкостью проглатывает каменистый грейдер, разбитую колею, чистое поле… Некоторые владельцы, воодушевленные потрясающими способностями джипа, начинают по бездородью не ездить, а летать… В буквальном смысле слова поднимая машину в воздух на трамплинах, словно за ближайшим холмом раздают призы за победу в ралли-рейде…

На самом деле хороший «приз» в размере нескольких тысяч долларов получит какой-нибудь тойотовский сервис. Определить джип-«прыгун» можно по передним колесам, которые отклонены от вертикальной плоскости и словно стыдливо пытаются скрыться под крыльями. Значит, прежний владелец допрыгался по оврагам и буеракам до того, что загнул балку переднего моста. При обнаружении такой «неисправности» можно даже не торговаться, а приниматься за поиски другого автомобиля.

«Арабский» автомобиль можно узнать по ярким апликациям на бортам кузова и эмблеме-«прицелу» на капоте

Если машину не путать с гоночным луноходом, то подвеска долго будет служить верой и правдой, лишь изредка напоминая о себе. График напоминаний будет выглядить примерно так:

— каждые 30.000-50.000 км потребуется замена втулок переднего и заднего стабилизаторов ($80 с работой);

— каждые 100.000-130.000 км нужно обновлять амортизаторы (примерно $200 комплект);

— каждые 200.000-250.000 км необходимо менять сайлент-блоки и… Слушайте, может, уже пора менять саму машину?

В рулевом управлении при больших пробегах за 150.000 км появляются «удары» на баранке во время проезда неровностей. Дефект устраняется заменой копеечных втулок. Возможная течь редуктора рулевого управления устраняется примерно за $250. Сами рулевые тяги, как выражаются механики, «неопределенно долговечны». Передних тормозных дисков хватает на 80.000-100.000 км ($300 за пару). Задние диски или барабаны служат дольше. На автомобилях с АБС иногда выходят из строя передние датчики вращения колес. За новый придется отдавать около $200.

Как видите, даже по «внедорожным» меркам шасси автомобиля чрезвычайно надежно. Только не надо «пилить рельсы»!

«Мне два кондиционера и холодильник…»

В середине 90-х годов такое странное требование к комплектации звучало из уст практически каждого третьего покупателя. И никто из них не мог вразумительно объяснить, зачем ему понадобились два кондиционера и холодильник…

Ни один российский или европейский официальный дилер «Toyota» продать такую машину не мог. Ибо наличие второго контура кондиционера в задней части салона и холодильного бокса между передними сиденьями — это первый признак того, что «Круизер» изготовлен в жаркоклиматической Middle East Specification (средневосточная спецификация) и предназначен для арабских стран. Везти такую машину севернее Крыма — все равно что жителя республики Бахрейн посреди зимы высадить в аэропорту Красноярска… Умереть не умрет, но чахнуть начнет обязательно.

«Арабская сборка», как некоторые ошибочно думают, тут ни причем. Все без исключения «Land Cruiser 80» изготавливались в Японии. Просто для каждого рынка сбыта готовится своя спецификация с учетом местных климатических, законодательных и иных требований. Средневосточная спецификация имеет существенные изменения в конструкции. При вывозе такой машины за пределы установленного региона она лишается гарантии. Увы, арабские «Круизеры» во множестве поступали к нам по «серым» каналам и сегодня часто встречаются на рынке подержанных машин. Узнать такие автомобили можно по ярким аппликациям на бортах и шильдикам «GX-R» или «VX-R» на задней двери. Их лучше избегать…

Почему не стоит покупать такой «Land Cruiser»? Давайте просмотрим каталог запчастей. Номера многих деталей Middle East Specification не совпадают с индексами аналогичных запчастей для евроверсий. Это, например, головка блока двигателя, стартер, радиатор, водяная помпа, электронный блок управления мотором и т.д. Список можно продолжать долго. Словом, автомобили для России и Среднего Востока изрядно различаются по конструкции. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Настроенный на жаркий климат двигатель «арабской» машины не перегреется, когда внедорожник будет буксовать в песке пустыни при 50-градусной жаре, однако он поведет себя совершенно по-иному, если придется выбираться из снежного плена в 20-градусный мороз.

Допустим, предыдущий владелец уже поменял аккумулятор и антифриз на «холодоустойчивые». Без них машина зимой просто не поедет. Но есть еще «арабский» стартер (1/4 кВт), который по мощности уступает «европейскому-российскому» (2 кВт). Его хватает, в среднем, на два года ($450). Проблемы таит и блок управления двигателем, который слишком рано уменьшает обороты во время прогрева, заставляя еще холодный мотор трястись в конвульсиях на холостом ходу. Я уже не говорю о том, что зимой «арабский» двигатель вообще не разогревается до рабочей температуры…

Теперь — самое интересное. Столь желанный второй кондиционер необходим только в полностью загруженной машине — он овевает прохладой пассажиров последнего, третьего ряда сидений. Даже при удушающей московской жаре, которая длится неделю-другую в году, второй кондиционер не нужен. Более того: когда машина ездит по соли, идущие под кузовом и ничем не защищенные трубки второго контура кондиционера сгнивают примерно за три года. Замена всей магистрали очень трудоемка. Чтобы вернуть к жизни пресловутые «два кондиционера и холодильник», придется выложить не менее $800.

Высшая каста

В Европе обеспеченные покупатели довольствовались обычным «Круизером» в самом дорогом исполнении. Однако в Америке и на Ближнем Востоке любят щегольнуть подчеркнутой роскошью. Специально для этих стран выпускался «Lexus LX450», представляющий собой максимально шикарный вариант «Land Cruiser 80 VX». Технически «Lexus LX450» почти не отличается от «Toyota Land Cruiser 80 VX». Все тот же 6-цилиндровый бензиновый мотор объемом 4,5 литра с впрыском топлива, автоматическая коробка и система постоянного полного привода. И только более мягкие амортизаторы были призваны обеспечить «представительскую» плавность хода. Тем не менее, начиная с 1997 года, американские покупатели «Lexus» переплачивали лишние $2.600 по сранению со стоимостью «Land Cruiser» в аналогичной комплектации. Во столько оценивалась несколько измененная внешность, автоматический климат-контроль вместо кондиционера и эксклюзивная кожа с лишними деревянными вставками. Плюс, конечно, престиж марки «Lexus». Доплатив еще $3.250, можно было получить двухцветную окраску кузова, престижную аудиосистему «Nakamichi» с CD-чейнджером, люк в крыше, а также блокировку переднего и заднего дифференциалов.

Ни в Россию, ни в Европу «Lexus LX450» не поставлялся. Тем не менее на столичных авторынках такие машины встречаются часто. В экслуатации «Lexus» практически не отличается от обычного «Land Cruiser». Только в случае аварии придется заказывать из Америки некоторые специфичные кузовные детали вроде пластиновых накладок или лексусовской решетки радиатора. Разумеется, если «LX450» привезен откуда-нидудь из Эмиратов, его российского владельца ждут все проблемы «арабских» машин, описанные в главе «Мне два кондиционера и холодильник…»

Интерьер «Круизера» ранних годов выпуска. Отличается передней панелью, в которой приборную доску и центральную консоль объединяет единая закругленная линия.

Так выглядит изнутри автомобиль после рестайлинга 1994 года. На фото показана самая простая версия «STD» без тахометра на приборной доске

Трансмиссия — это долгий разговор…

«Land Cruiser 80», которые продавались в России, снабжались разнообразнейшими типами трансмиссией. Поэтому этот раздел получился самым обширным. Мы даже разделили его на отдельные главы.

«Механика» или «автомат»?

Автоматическую коробку, скорее всего, удастся получить только на бензиновом «VX». Электронно-управляемый «автомат», помимо обычного режима, имеет еще спортивный «PWR» и зимний «2nd», при включении которого автомобиль плавно трогается с места со второй передачи. Коробка весьма надежна. Ее «сжигают» только при безграмотной езде по бездорожью. Поэтому при покупке диагностика обязательна, а затем — только замена масла через 40.000 км.

В механический КПП «Круизера» даже задняя передача имеет синхронизатор! Благодаря ему задний ход включается очень легко, чтобы водителю было проще «раскачивать» увязшую в грязи или снегу машину, подавая ее назад-вперед. Сцепление при правильной эксплуатации служит порядка 200.000 км. В дальнейшем возможно появление шума подшипников коробки. Ее переборка обойдется в $1.500.

Постоянный полный привод

Оптимальный вариант. Комфорт и безопасность движения обеспечены в любых условиях при любой погоде. «Круизеры» с постоянным полным приводом обозначены шильдиком «Full Time 4WD». Если он отклеился, загляните в салон. На втором рычаге управления трансмиссией, которым включается понижающий ряд передач, будет изображено «H-N-L» (High-Neutral-Low). Для уверенного вождения по снегу или бездорожью межосевой дифференциал можно заблокировать.

Тойотовская трансмиссия «Full Time 4WD» обладает одной возрастной болезнью, требующей дорогостоящего лечения. В ее недрах, примерно после 150.000 км пробега, появляется удар при трогании с места. Это значит, что выработались многочисленные шлицевые соединения в переднем приводе. Переборка кардана и моста потребует примерно $2.000-3.500. Если реальный пробег машины «за сотню», надо обязательно торговаться с продавцом на эквивалентную сумму. В остальных случаях трансмиссию можно сломать только неграмотной эксплуатацией. Например, если пользоваться блокировками на асфальте.

Отключаемый полный привод

Отключаемый полный привод узнается по обозначению «2H-4H-N-4L» на рычаге. Такая схема называется «Part Time 4WD». Обычно она сочетается с карбюраторным бензиновым мотором. При такой схеме вам придется ездить на заднем приводе, а полный кратковременно использовать только на бездорожье или скользких покрытиях. Наибольшие проблемы возникают зимой: на подмороженном асфальте заднеприводный внедорожник с мощнейшим бензиновым двигателем часто норовит сорваться в занос. А режим «4×4» включать нельзя! Если плюнуть на инструкцию и всю зиму ездить на полном приводе по зимнему асфальту, то после двух-трех сезонов «рассываются» раздаточная коробка, передний кардан и редуктор моста. Готовьте $3.000-5.000… Я бы рекомендовал избегать «Круизеров» с трансмиссией «Part Time 4WD». Она вообще предназначена для машин, идущих в регионы с сухим климатом. Да, такие джипы официально к нам поставлялись, но были, по сути, ответом «Toyota» на потребность российского рынка в доступных бензиновых внедорожника. Недаром эти автомобили кое-чем напоминают дешевых «арабов». Например, отсутствием дополнительного антикора на днище.

Идеальный вариант для бездорожья

Некоторые экземпляры «GX» и «VX» с постоянным полным приводом «Full Time 4WD» снабжены блокировкой не только центрального дифференциала, но даже заднего и переднего! Столь мощным внедорожным арсеналом снабжаются очень немногие модели джипов. Это ценнейшая оптия, за которую стоит отдать лишние деньги, если вам приходится ездить по серьезному бездорожью. Когда автомобиль «висит» по диагонали в осенней колее, беспомощно кидая грязь одним задним и одним передним колесом, проблема решается не трактором из соседней деревни, а поворотом «флажка» на панели управления.

На что рассчитывать? Независимо от того, какую трансмиссию вы предпочитаете, она наверняка будет долго служить верой и правдой. Перед покупкой главная ваша задача — получить машину с исправной ходовой. Поэтому тщательная профессиональная диагностика обязательна! После приобретения машины поддерживайте трансмиссию в рабочем состоянии и не экономьте на сервисе. Безалаберность и мелкие скупердяйство впоследствии обойдется дороже.

Обслуживание должно быть квалифицированным! Только механики специализированных центров знают, что каждые 10.000 км надо смазывать ряд узлов и прочищать сапуны (вентиляционные отверстия) переднего и заднего мостов. Через 20.000-40.000 км, в зависимости от условий эксплуатации, обязательно требуется замена смазки в ступичных подшипниках. Это занимает три часа времени квалифицированного специалиста, поскольку подшипники после смазки требуют грамотной регулировки.

Если все операции делать вовремя, соблюдая технологию, то даже крестовины — эти самые «слабые» детали трансмиссии — служат по 150.000 км. Беда в том, что многие «Круизеры» обслуживаются в сомнительных мастерских по принципу «масло и колодки поменяем, а остальное — ерунда…». Такой автомобиль даже со 100-тысячным пробегом будет хрустеть ШРУСами , подшипниками и поливать асфальт маслом. Стоимость крупного ремонта трансмиссии облагчает бумажник на несколько тысяч долларов.

Задняя дверь: «шкафом» или «секретером»?

Кузов «Land Cruiser 80» имеет двухстворчатую заднюю дверь. Створки открываются либо в стороны, словно дверцы шкафа, либо вверх-вниз, будто секретер. Бытует расхожее мнение, что первыми снабжаются некие «старые» модели, а вторыми — мифические «новые»…

На самом деле, оба варианта выпускались все годы параллельно. Открывающаяся «секретерным» образом вверх-вниз пятая дверь обычно встречается на дорогих версиях «VX», способных брать на борт до семи человек. В них пара кресел последнего, третьего ряда, установлена по ходу движения. «Шкафоподобной» пятой дверью снабжались 10-местные варианты «STD» и «GX». В них роль третьего ряда выполняют расположенные вдоль бортов скамейки, как в десантном самолете. Разумеется, садиться в такой отсек удобнее через распашную дверь.

Десятиместные машины активно продавались российскими дилерами. Их можно было выгодно растаможить под видом «автобуса». При покупке 10-местного «Круизера» обратите внимание на техпаспорт. Если в разделе «Категория ТС» проставлена литера «D» (автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидящих мест), то вам, видимо, придется открывать в «правах» соответствующую категорию.

Таким образом, задняя дверь не выдает возраст машины. Причем год выпуска нельзя узнать даже по определенной букве VIN-номера. Дату рождения «Круизера» можно определить, только загрузив VIN в компьютер у дилера. Визуально различаются лишь автомобили, выпущенные до и после 1994 года, когда проводилась легкая модернизация модели. Сначала верхняя часть передней панели салона была плавно-овальной, а на решетке радиатора крупными буквами красовалась надпись «TOYOTA». Затем козырек приборной панели обрел более угловатые формы. Надпись на решетке сменила тойотовская эмблема.

«Телохранитель» вам не нужен!

Достоинства «Toyota Land Cruiser 80» оценил многие службы безопасности. Автомобиль часто использовали в качестве машины сопровождения. Как рассказывает сотрудник одной из охранных выдерживают на такой адской службе по 150.000 км.

Почему «адской»? Для джипа лучше всю жизнь проездить по бездородью, чем носиться «в пристяжке» к мощному седану. Постоянные резкие разгоны-торможения неотвратимо «приканчивают» двигатель и трансмиссию. От частой езды на максимальной скорости быстро изнашивается подвеска. Словом, экс-«телохранитель» лучше обходить стороной, несмотря на свежий внешний вид и привлекательную цену.

Узнать такие машины можно следующим образом. «Телохранителя» выдают многочисленные мелкие сколы на передней части кузова — это следы камешков из-под колес хозяйского седана, с которым джип едет впритирку. Скрытые за декоративной решеткой радиатора спецсигналы тоже наводят на размышления… Наконец, в салоне автомобиля наверняка остались следы от демонтированной радиостанции.

Разбираемся в ценах

Сегодня «Land Cruiser 80» можно купить и за $8.000, и за $35.000. Столь впечатляющий разнос имеет объяснения. Мало того, что цена нового автомобиля в зависимости от комплектации могла различаться вдвое. Вдобавок «Круизеры: эксплуатировались в совершенно разных условиях: от «паркетных» Москвы и пригородов до внедорожного «ада» российской глубинки.

За $8.000-12.000 предлагаются, в основном, дизельные машины в испольнении «STD» 89-91 годов выпуска. Они поступили в Россию новыми еще в период «великого бартера», когда отсутствие запчастей и квалифицированного сервиса терялось на фоне невозможности достать нормальное моторное масло. Можете представить себе состояние таких «Круизеров»…

В $20.000-35.000 оцениваются разнообразные «GX» и «VX», выпущенные после 1994 года. Это оптимальная зона для поиска подходящего подержанного «Круизера». Стоимость ухоженного «Lexus LS450» может достигать $40.000.

Подавляющее большинство автомобилей были проданы в России новыми и все свои километры намотали по нашим дорогам. Объявлений типа «пробег такой-то, только из Европы» практически не встречается. Крупнообъемные моторы слишком высоко задирают цену машины при растаможке.

Кстати, помимо технической диагностики и криминалистической экспертизы, проверьте машину по всем возможным каналам на предмет законной таможенной «очистки». В середине 90-х годов «в лоб» растаможить машину с большим мотором было очень дорого. Поэтому такие автомобили нередко «легализовывались» по подложным документам. Рано или поздно вас могут попросить возместить ранее утаенную от государства сумму…

Настоящий боец

Дизайн Land Cruiser 80 создавался давно, но он до сих пор в моде. Возможно, потому, что его «пухлые» формы хорошо сочетаются с приличными размерами. А может быть, просто потому, что внешность больших джипов не стареет в принципе.

Хороший стиль чувствуется в облицовке радиатора, сверху обрамленной хромом, и фарах строго прямоугольной формы. Чтобы не было сомнений в вопросе: «кто есть кто», решетка украшена крупной надписью «TOYOTA». А о том, что перед нами самая простая комплектация, говорят несколько деталей. В первую очередь это две разновеликие двери, открывающие доступ в багажник. На одной из них закреплен номерной знак и трап, ведущий на крышу, где закреплен дополнительный багажник.

Этот Land Cruiser 80 выглядит настоящим бойцом, в чем заслуга модернизации, проведенной владельцем машины. Нестандартные колеса большего диаметра придают внушительности. На имидж «мачо» играет и шноркель на правой стойке кузова, и металлический передний бампер, и хромированная труба над ним.

Особенности салона и возможные неполадки

Бывают ситуации, когда плохо дует печка, это еще не значит, что нужно устанавливать новый моторчик, здесь может быть дело в радиаторе системы отопления, который просто забился, потому что в этом авто нет салонного фильтра. Кроме этого, бывают случаи, когда гниют трубки, которые идут на вторую печку или кондиционер. Это происходит благодаря попаданию соли.

Отделка салона бывает и велюровая, и кожаная, самой долговечной считается велюровая отделка, велюровые сиденья приятные и комфортные.

В версии STD отделка виниловая, а кожаный салон есть только в версии VX. Но кожаные сиденья не практичны, они покрываются трещинками со временем, также кожа холодная и поэтому не очень приятная.

Практичность в чистом виде

Внутри Land Cruiser 80 очень просто и просторно. Хороший вкус чувствуется в округлой и элегантной форме передней панели салона. Такая панель вполне украсила бы интерьер иного солидного седана. Даже такая примета внедорожника, как поручень над бардачком, выглядит очень эстетично.


На скромность комплектации откровенно намекают дверные панели. Они совершенно плоские с примитивными подлокотниками и «веслами» ручных стеклоподъемников. Главным и, пожалуй, единственным украшением салона этого автомобиля является руль. Его небольшой «бублик» имеет сложную форму, а закреплен он на трех спицах. Особый антураж создает и ребристый переходник, через который этот нестандартный руль закреплен на рулевой колонке.

Вместимость Land Cruiser 80 – главное его достоинство. Помимо водителя, в него можно посадить и восьмерых пассажиров: в багажнике имеются два двухместных диванчика. При необходимости дополнительные места можно сложить или вовсе убрать.

С позиции силы

Недостатка мощности шестицилиндрового атмосферного дизеля рабочим объемом 4.2 литра Land Cruiser 80 не испытывает никогда. Мотор тянет как слон. Можно даже не задумываться о выборе передач механической коробки. Хотя переключать передачи приятно – «коробка» обладает исключительной четкостью переключений, длинным рычагом и удобным набалдашником. Так же хорош в работе спортивный руль: великолепная обратная связь и умеренная тяжесть.


Проходимость Land Cruiser 80 довольно высока, несмотря на длинную базу: ее прекрасно компенсируют большие колеса и небольшая лифтовка. Полный привод подключен всегда, поэтому перед штурмом труднопроходимых участков нужно только включить пониженную передачу в раздатке. Имеется и блокировка межосевого дифференциала.

По асфальту Land Cruiser 80 едет мягко и комфортно, лишь изредка покачиваясь на своих больших колесах. Недаром эта модель, но в более оснащенной комплектации, считается одним из самых комфортабельных внедорожников мира.

Все о двигателях

Моторы 80-й модели Ленд Крузер – рядные агрегаты с 6 цилиндрами: чисто бензиновые и дизельные, турбодизельные.

Модель оборудуется как бензиновыми карбюраторными, так и инжекторными моторами. Если первые рассчитаны на 4 и 4,5 л (155 и 190 «лошадей» соответственно), то мощность 4,5-литрового инжекторного двигателя составляет от 205 до 215 л.с.

Безнаддувный дизель на 4,2 л снабжен диапазоне 120-135 л.с. Данный двигатель в турбо-версии носит название 1HD-T (165 «лошадей»), а 24-клапанное исполнение — 1HD-FT и 170 лошадиных сил.

Если говорить об оптимальном выборе двигателя для TLC 80, то предпочтение стоит отдать бензиновому. При всей кажущейся выгоде дизелей (экономия топлива, пригодный к ремонту ТНВД) неприятностей от такого мотора больше, нежели пользы.

В путь!

Авторитет внедорожника Toyota Land Cruiser 80 высок. Он подтверждается не только обликом настоящего «мачо», но и прекрасными ходовыми качествами как на дорогах, так и вне их. Управлять этим большим и мощным автомобилем одно удовольствие, а то, что он не богат на предметы роскоши… Так без них даже спокойнее в дальних поездках по труднопроходимым местам.

Будь на то моя воля, отправился бы не медля.

Константин БАЦАЗОВ. Фото Анатолия ГОРНОСТАЛЕВА

наверх

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]