Тойота Ленд Крузер 105 — ответвление сотой серии японского рамного внедорожника. По сути это заточенная под бездорожье комплектация. Автомобиль выпускали с 1998 по 2007 год. Несмотря на то, что с момента появления модели LC105 прошло более двадцати лет, машина до сих пор актуальна для любителей охоты, рыбалки или бездорожья.
У неё есть все необходимые блокировки, тяговитый на низах дизель, чтобы с уверенностью пробираться по пересечённой местности.
В основном Крузер в 105-м кузове продавали в странах Ближнего Востока, Северной Америки.
Особенности
Рассматриваемый автомобиль — это начальные комплектации GX и STD Toyota Land Cruiser J100, выделенные в отдельную версию на основе другой конструкции. Его выпускали с 1998 по 2006 год. Машина претерпела два рестайлинга вместе с основной моделью (в 2003 и 2005 гг.). Так как данная модификация рассчитана на особо сложные условия эксплуатации, конструкцию максимально упростили. Технически она представляет собой промежуточную версию между J80 и J100, так как многие узлы заимствованы у 80-й серии: шасси, трансмиссия, двигатели, подвески, а кузов — у Land Cruiser J100.
Автомобиль был доступен только на африканском, австралийском, южноамериканском и российском рынках.
Как и во время производства, сейчас его приобретают для внедорожного и экспедиционного использования. В других целях покупать машину нецелесообразно, особенно теперь, когда эта упрощенная версия на вторичном рынке стоит дороже, чем высшие комплектации J100.
Спецификой эксплуатации обусловлена необходимость особо тщательной диагностики таких машин при покупке. При этом нужно учитывать, что Toyota Land Cruiser J105 как специализированная версия имеет значительную долю модифицированных единиц. Тюнингованные экземпляры необходимо оценивать особо тщательно: насколько грамотно произведены модификации и какие при этом использованы компоненты. К тому же на рынке немного J105, поэтому найти их весьма сложно. С другой стороны, 80 и 100 серии ранее пользовались большой криминальной популярностью. Для J105 это нехарактерно.
Стоимость
«Тойота Ленд Круизер» — один из немногих автомобилей, который после покупки можно продать за такую же стоимость. Это действительно факт: в среднем цена на эти модели снижается лишь на 5 процентов за год. Если говорить о нашем кузове, его можно приобрести за 1-1,5 миллиона рублей. Причем стоимость может иногда превосходить цену более роскошной «сотки». Но как правило, это уже подготовленные для оффроуда модели, с лебедкой, всеми блокировками и силовыми бамперами.
Несмотря на высокую стоимость, эти машины очень популярны на вторичном рынке. На них есть стабильный спрос. Поэтому даже поездив на такой машине месяц, продать ее не составит труда. Впрочем, таких владельцев мало. Поездив пару раз на «Круизере», задумываешься о постоянном владении таким внедорожником.
Кузов
ТЛК 105 имеет тот же 5-дверный кузов универсал, что и обычный Land Cruiser J100. Он отличается неокрашенными бамперами и вертикальными створками задней двери (кроме версии для австралийского рынка). Длина равна 4,89 м, ширина — 1,941 м, высота — 1,849 м, колесная база — 2,85 м. При этом шасси чуть уже. Внешне GX J105 очень похож на Land Cruiser J100, учитывая, что в Австралии предлагали упрощенные версии последнего.
Бензиновый «Ленд Круизер»
Также отметим, что Land Cruiser 105 для американского рынка в 2005 году получил V-образный, восьмицилиндровый бензиновый двигатель 2UZ-FE. Он отличается 32-клапанным механизмом ГРМ и системой смещения фаз VVT-i. Материал блока цилиндра – чугун. Головка – алюминиевая.
Максимальная мощность данного силового агрегата при объеме в 4664 кубических сантиметра – 282 лошадиные силы. С этим мотором машина разгонялась до сотни за 11,7 секунды. При этом расходовала от 16,5 литра топлива в городе. По трассе данный показатель составлял в районе 10 литров.
Двигатель
ТЛК-105 оснащали двумя рядными шестицилиндровыми двигателями, заимствованными у Land Cruiser J80:
1. 1HZ. Атмосферный 12-клапанный дизель объемом 4,2 л, использовавшийся еще на J70. Развивает 129 л. с. при 3800 об./мин. и 271 Нм при 2200 об./мин.
2. 1FZ-FE. Бензиновый двигатель объемом 4,5 л. Его мощность составляет 212 л. с. при 4600 об./мин., крутящий момент — 373 Нм при 3200 об./мин.
Для упрощения конструкции удален блок управления двигателем.
Расход топлива на 100 км у Toyota Land Cruiser (2007 — 2012), Внедорожник, J200
Модификация | Расход топлива, л/100 км | Запас хода (км.) | ||
шоссе | город | MIX | ||
4461 см³, 235 л.с., бак (93 л.) — ДТ, , АКПП, полный привод | 9.1 | 12 | 10.2 | 780 — 1020 |
4461 см³, 265 л.с., бак (93 л.) — ДТ, , АКПП, полный привод | 9.1 | 12 | 10.2 | 780 — 1020 |
4461 см³, 286 л.с., бак (93 л.) — ДТ, , АКПП, полный привод | 9.1 | 12 | 10.2 | 780 — 1020 |
4663 см³, 288 л.с., бак (93 л.) — АИ-95, , АКПП, полный привод | 11.7 | 19 | 14.4 | 490 — 790 |
5690 см³, 381 л.с., бак (96 л.) — АИ-95, , АКПП, полный привод | 13.1 | 18.1 | 15 | 530 — 730 |
Трансмиссия
Коробка передач — 5-ступенчатая механическая. Изначально использовали H55F, а после рестайлинга ее заменили заимствованной у Land Cruiser J80 R151F. Передаточное число главной пары — 4,3 для дизеля и 3,9:1 для бензинового двигателя.
Привод — полный, с жестко подключаемым передним мостом и понижающей передачей. Мосты толще, чем у 80-й серии, как и полуоси, и имеют пять шпилек вместо шести. Задний мост — разгруженного типа (со ступицами), как и у Land Cruiser J100. Это обеспечивает возможность передвижения при его поломке.
ТЛК-105 имеет до трех принудительных блокировок дифференциалов в зависимости от комплектации. Так, STD оснащен только блокировкой межосевого дифференциала, GXR1 — дополнительно межколесного, GXR2 — и межосевого, и обоих межколесных.
К тому же последняя комплектация оснащена лебедкой.
Ходовая часть
Передняя подвеска, в отличие от Toyota Land Cruiser J100, зависимая от 80-й серии. Вследствие этого машина имеет более высокую посадку. Задняя подвеска — также зависимая, как и у J100.
ABS может присутствовать только на комплектации GX, и то лишь для некоторых рынков.
Для обеспечения одинаковой с J100 колеи колесные диски ТЛК-105 с более узким шасси вследствие передней зависимой подвески имеют выпуклую форму. Комплектация STD оснащена штампованными колесами, GX — литыми.
Описание
Автомобиль Land Cruiser первого поколения выпущен 68 лет назад — в 1951 году. Данная серия машин существует на автомобильном рынке дольше других. Производитель автомобиля — крупнейшая японская машиностроительная корпорация Toyota с 82-летней историей, гарант надежности и качества.
TLC 105 — рамный полноприводный внедорожник приспособленный для пересечения загородной местности, в отличие от TLC 100. Всемирная ООН признала данную модель Ленд Крузер выносливейшим представителем своего класса. Несмотря на надежность, способность преодолеть любые трудности, серийный выпуск автомобиля был прекращен в 2007 году.
Внешность
Экстерьер у Land Cruiser 80, 100 и 105 практически одинаковый: угловатые формы, линии, колеса с массивными дисками. Главные отличия:
- бампера — на всех 105 ТЛК они окрашены в черный цвет;
- задние фары — одинарные;
- 5 дверь — распашная, а не вертикальная, как на ТЛК 100.
В 2002 году автомобиль прошел первый рестайлинг. Расширили радиаторную решетку, она приобрела единую грань с передним бампером. Спустя 3 года, в 2005 году, концерн Тойота провел еще один рестайлинг Ленд Крузер 105. На фото видно, что на этот раз изменениям подверглись передние фары (объединились с поворотными сигналами, а соотношение ламп ближнего/дальнего света стало горизонтальным), форма стоп-сигналов и снова радиаторная решетка.
Автомобиль создает впечатление сурового, мощного, поистине «мужского» внедорожника.
Некоторые владельцы, особенно те, кто увлекается автогонками по пересеченной местности или охотой, дополнительно тюнингуют машину, делают кузов еще выносливей, крепче.
Качество антикоррозийного и лакокрасочного покрытия автомобиля за гранью. За пару десятков лет эксплуатации ржавчина не появляется даже на местах сколов. Под воздействием солнечных лучей летом лак не выгорает, краска не трескается.
Габариты внедорожника внушительны:
- длина — 4 м 90 см;
- ширина — 1 м 94 см;
- высота — 1 м 89 см (клиренс 23 см);
- масса варьируется от 2 до 3 тонн.
Высокопрофильная грязевая резина позволит приподнять машину на пару см, а повысить крепость автомобиля можно установив силовые бамперы.
Салон
В интерьере внедорожника Toyota Land Cruiser 105 series преобладают минимализм и простота (механические стеклоподъемники, 1 подушка безопасности). Помимо стандартного набора сидений, в багажнике машины расположены две раскладных скамейки. А переднее пассажирское сидение настолько широко, что на нем спокойно поместятся 2 человека. Салон располагает достаточными размерами для размещения 10 человек.
Объем багажника:
- без скамеек составляет 830 л;
- если сложить второй ряд сидений, количество места увеличится до 1370 л.
Из-за вместительности автомобиль удобен для дальних путешествий или поездок на охоту большой компанией. Во внедорожнике изначально устанавливаются 2 печки и кондиционер, которые создают комфортные условия внутри в любое время года.
Так как салон машины ЛК 105 представляет собой версию проще ЛК 100, единственный вариант обшивки сидений — велюр. В расширенной полной модели TLC 105 GX помимо тканевых сидений, устанавливались электрические стеклоподъемники, кондиционер.
Владельцами Land Cruiser 105 отмечается высокий уровень шумоизоляции несмотря на бюджетную комплектацию. В салоне внедорожника не слышны внешние звуки, рев двигателя.
Также, одной из особенностей автомобиля является наличие 2 рычагов управления КПП (1-передачи, 2-раздатка). А переключатель распределительной коробки предохранителей 3 блокировок дифференциалов располагается слева от водителя на уровне зажигания.
Интерьер
Салон ТЛК-105 имеет расширенную вместимость, упрощенную отделку и сокращенное оснащение. Первое обеспечено дополнительными местами: переднее пассажирское сиденье расширено для двух человек, а в багажнике вдоль бортов установлены двухместные скамейки. В результате в автомобиль помещается до 10 пассажиров. STD имеет виниловую обивку. Электропакет и подушки безопасности отсутствуют. GX оснащен кондиционером и простым электропакетом. Обивка — тканевая. Автомобиль имеет две печки. В любом случае у Toyota Land Cruiser J105 интерьер более комфортен, чем у соответствующих версий 80-й серии.
Отзывы владельцев
Отзывы владельцев автомобиля данной модели однозначны — многие люди довольны ТЛК 105 несмотря на простоту комплектации:
- Валентин. Экономный, надежный, проходимый и притом комфортный внедорожник. Машина 2001 года выпуска, с почти 300 000 км пробега. На сегодняшний день владею им уже 2 года, за весь период эксплуатации единственное, что пришлось сделать — сменить тормозные колодки. Движок неприхотлив и надежен, внедорожник справлялся и с равнинной, и с горной местностью. Хоть горы ему дались трудновато, он все же справился. В летнее время заливаю тракторное топливо, предварительно процеженное через сито, и 105 крузак все равно прет, как танк.
- Константин. Покупал еще в 2004 году, так вышло, что сразу устроил ему тест-драйв. Была зима, и мы с женой решили испытать автомобиль — выехали на поле с уровнем снега больше полуметра. На скорости мы преодолели это поле. Крузер легко справляется с подъемами, спусками. За 10 лет пользования ни одной поломки, при условии своевременного технического обслуживания. В холодное время, несмотря на морозы, заводился с пол-оборота благодаря 2 аккумуляторам с подогревом.
- Наталья. Машина Toyota Land Cruiser 105 на сегодняшний день не имеет аналогов. Версия 105 GX более заточена под бездорожье, поэтому ее и продала, для меня это минус (я больше городской житель). Хотя не сказала бы, что по городу она чувствует себя плохо, но обгонять и перестраиваться на нем трудновато. Из плюсов могу отметить удобное сидение, руль и магнитолу.
Двигатель
Моторы очень долговечны. Их срок службы может составлять более 700 тыс. км пробега. Однако характеризуются большим расходом топлива: 15-20 л для бензинового мотора и 10-15 для дизеля.
У 1FZ-FE нужно следить лишь за уровнем масла, вовремя менять цепь ГРМ и регулировать клапаны. Основная проблема — обрыв обмотки катушки зажигания внутри трамблера. Нужно учитывать, что на машины для японского и арабского рынков устанавливали различные версии двигателя, поэтому они не взаимозаменяемы.
Дизель также очень неприхотлив и слабо чувствителен к качеству топлива, особенно по сравнению с оснащенными Common Rail моторами. Топливная аппаратура может быть выведена из строя только очень некачественной соляркой. Основная проблема — химическая коррозия и растрескивание ГБЦ. При грамотной эксплуатации двигатель выносит 500-800 тыс. км.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет «Тойота Ленд Круизер». Среди основных плюсов его можно выделить:
- Брутальную внешность.
- Стойкий к коррозии кузов.
- Ресурсный двигатель.
- Надежную трансмиссию.
- Неубиваемую подвеску.
- Просторный салон и вместительный багажник.
- Ликвидность на рынке.
Среди недостатков стоит подчеркнуть:
- Скромное оснащение салона.
- Дорогие запчасти.
- Высокий расход топлива.
- Излишнюю валкость и крены.
Этот автомобиль идеально подходит для тех, кто хочет надежный и комфортный внедорожник с хорошими характеристиками проходимости. Многие сомневаются, какой двигатель выбрать. Атмосферный дизель больше подойдет тем, кто любит побуксовать на бездорожье – тяги его хватает за глаза. Ну, а любителям более динамичной езды можно рекомендовать восьмицилиндровый мотор. Правда, в плане расхода топлива он вовсе не экономичен. Что касается коробки передач, для бездорожья лучше выбрать чистую механику. Любой автомат не любит перегревов, поэтому версии с АКПП в большей мере подойдут для эксплуатации по асфальтированной местности.
Трансмиссия
Из КПП проблемной считают H55F. Другая коробка передач весьма надежна. При регулярной замене масла (раз в 40-50 тыс. км) служит примерно столько же, сколько двигатели. Даже сцепление выносит 150-200 тыс. км.
Нередко при эксплуатации в сложных условиях повреждаются передние межколесный дифференциал и главная пара. К тому же страдает шлицевая часть переднего кардана. Хотя при надлежащем обслуживании (шприцевании карданных шарниров и проверке регулировки ступичных подшипников раз в 50 тыс. км) срок службы ступиц и карданных валов составляет более 200 тыс. км. Прежде изнашиваются ступицы задней оси и передний вал.
Блокировки дифференциалов могут закисать.
Раздаточная коробка служит более 500 тыс. км. Основная ее проблема — коррозия сливной пробки и алюминиевого корпуса.
Передний мост необходимо перебирать раз 150-200 тыс. км. К тому же он может прогнуться или протечь из-за разгерметизации сварных швов балки.
Ремонт и обслуживание
По регламенту рекомендуемый интервал ТО автомобиля необходимо проводить каждые 10 000 км пробега или 1 раз в год (зависит от того, что наступит раньше).
Но масло в МКПП и раздаточной коробке, жидкость в АКПП и сцеплении проверять и при необходимости менять каждые 40 000 км. Масло в дифференциалах, проверка герметичности системы отработанных газов, барабанов и колодок стояночного тормоза и системы кондиционирования, уровня хладагента — каждые 20 000 км.
Первая замена антифриза должна происходить при достижении 160 000 км, следующие — после каждых 80 000 км. Радиатор, трубки и системы охлаждения первый раз проверяются на 40 000 км, затем на 80 000 км, после каждые +20 000 км. Менять ремень ГРМ нужно каждые 150 000 км, а цепь — 200 000 км.
Если не следить за состоянием внедорожника, то со временем начнутся проблемы, придется проводить ремонтные работы. В видеообзоре видно, как мощность, надежность ТЛК 105 способствуют преодолению труднопроходимых участков дорог и бездорожья. А при бережном отношении автомобиль прослужит владельцу долгие-долгие годы.
Ходовая часть
Наибольшую угрозу для ходовой представляет форсирование бродов. Так, ресурс балок снижает попадание воды при этом. Во избежание протекания сальников необходимо чистить сапуны. Кроме того, после преодоления бродов нужно шприцевать крестовины, как и при каждом ТО.
Срок службы передних рычагов и шаровых опор — от 60-80 до 150 тыс. км, амортизаторов — от 150 тыс. км, втулок стабилизаторов — 40 тыс. км.
Тормоза очень нагружены на столь тяжелом автомобиле, поэтому изнашиваются быстро. На версии с 1HZ они более долговечны.
Кузов
Внедорожный тюнинг обычно предполагает установку силового обвеса, включающего бамперы и пороги.
Кроме того, необходимо обеспечить защиту днища металлическими листами.
Для больших колес обычно используют расширители колесных арок.
Следует установить лебедку.
Нередко монтируют экспедиционный багажник. На нем обычно размещают дополнительные осветительные приборы (многие варианты имеют специализированные крепления).
Некоторыми деталями оснащали версии для определенных рынков. Так, арабская модификация имеет лестницу на крышу, крепление запасного колеса и дополнительный топливный бак объемом 50 л в заднем свесе. Существуют и нестандартные дополнительные баки большего объема.
Иногда делают лифт кузова путем установки проставок.
Двигатель
Весьма распространен тюнинг оснащенной 1HZ модификации ТЛК-105: дизель слабоват для столь тяжелого автомобиля, особенно если оснастить его дополнительным оборудованием. Поэтому нередко его турбируют. Для этого используют турбину от 1HD-T либо готовые киты. В любом случае потребуется более производительная топливная система и модифицированный выпуск. Также желательно установить интеркуллер. Кроме того, существует мнение о необходимости замены поршневой. К тому же иногда устанавливают 24-клапанную ГБЦ от 1HD-FT.
Другой вариант — свап 1HD-FT, что может оказаться и проще, и дешевле.
Производительности 1FZ-FE многим достаточно.
В холодных условиях весьма актуален предпусковой подогреватель. К тому же можно установить топливный фильтр с подогревом, а также подогрев бака и магистралей.
Для преодоления водных преград необходим шноркель.
Во избежание попадания воды в картеры при форсировании бродов следует вывести сапуны повыше.
В связи с тем, что при внедорожном тюнинге обычно устанавливают множество дополнительного оборудования, требующего энергии, автомобиль оснащают вторым аккумулятором.
Ходовая часть
Полный тюнинг-комплект для подвески включает пружины, амортизаторы, реактивные разрезные тяги и кастор-платы либо кастор-кит. Лифт-киты обеспечивают повышение посадки от 2 до 6 дюймов. Кастор-комплект, включающий сайлентблоки рычагов мостов с измененным центральным отверстием, необходим для сохранения управляемости, так как при лифте кастор изменяется. Встречаются рассчитанные под определенную величину лифта и регулируемые варианты. Другой вариант — вывод угла установки шкворней к заводскому путем использования кастор-плат (проставок) над задними креплениями продольных рычагов. Так как стоковые тяги «Панара» приведут к смещению мостов, используют разрезные и надставленные тяги. Кроме того, потребуется установить проставки между стабилизаторами поперечной устойчивости и кузовом.
В связи с увеличением ходов подвески, вероятно, придется удлинить тормозные шланги путем установки проставок либо замены.
При выборе внедорожных колес нужно учитывать, что оптимальными считают варианты размером 35 дюймов. Они позволяют сохранить долговечность главной пары и ШРУСов. При установке больших колес (нередко используют 37- и 38-дюймовые) значительно уменьшится ресурс данных элементов, как и мостов. В любом случае большие колеса требуют повышения клиренса: 32- и 33-дюймовые — на 2-дюйма, 35-дюймовые — на 4-дюйма.
Нередко машину оснащают системой изменения давления в шинах, включающей компрессор и ресивер.
От флагмана к лошади
Land Cruiser HZJ 105 – сначала этот автомобиль был заказан по австралийской спецификации, а затем мы взялись за его «постройку» по голландскому «рецепту»
Это история о том, как абсолютно стандартный Land Cruiser 105-й серии в рекордно короткое время был превращен в достаточно серьезное орудие покорения бездорожья. Пару месяцев назад мы с Морисом Убахом из расположенной в голландском городке Валькенбург фирмы 4×4 Service решили заказать непосредственно в Японии Land Cruiser HZJ 105, собранный по спецификации машин, предназначенных для Австралии и Южной Африки (в настоящее время Land Cruiser с зависимой подвеской обоих мостов в Европу официально не поставляется). Заявка была отправлена в Японию, и через шесть месяцев (как раз перед Рождеством) мы уже получали нашу покупку в доках Роттердама. Можно было считать, что первый этап эпопеи на этом был завершен. Оставалась сущая мелочь – «построить» то, что было задумано. И вот во что в итоге вылилось наше техническое приключение…
Что хорошего мы находим в новых машинах? Только то, что они стоят на гарантии? Или нам просто нравятся милые улыбки продавцов в автосалонах? А может быть, дело совсем даже не в этом, и нас привлекает ставшая в последнее время чертовски доступной возможность покупки автомобиля в кредит? Впрочем, как вы догадываетесь, возможны и многие другие варианты. Например я считаю, что «строить» внедорожного монстра из автомобиля без пробега гораздо разумнее.
Строить из нового гораздо приятнее
Как я только что сказал, процесс превращения нового автомобиля в бескомпромиссный внедорожный «снаряд» гораздо забавней, чем возня с сильно подержанным внедорожником. Конечно, в этом вопросе вы можете со мной не согласиться, но все-таки глупо спорить с тем, что работать с новенькими блестящими деталями много приятнее, чем уныло и безрадостно копаться в ржавых и потертых железках и неизбежно терять силы, деньги и время на попутное устранение целой кучи застарелых «болезней», которые при желании всегда можно отыскать у любой машины с пробегом.
Нам нужен неразрезной мост
Как я уже говорил, наш «экспедиционный» проект начался с новенького Land Cruiser 105 2006 модельного года с шестицилиндровым дизелем объемом 4,2 л, таким же, каким оснащаются машины 78-й и 79-й серий. Почему была выбрана именно эта модель? Начнем с того, что подобные автомобили можно встретить по всему земному шару: от Австралии до Южной Африки, от нефтеносных пустынь Персидского залива до джунглей Юго-Восточной Азии. Причем во внедорожной линейке фирмы этот автомобиль одновременно играет роль флагмана и «рабочей лошади» (имеются в виду Toyota Land Cruiser 100 и Toyota Land Cruiser 105). Кроме того, если сравнить его с другими дизельными одноклассниками, то Land Cruiser серьезно выигрывает в цене. Например, нам автомобиль обошелся в 40 тыс. евро (цена в Голландии). Причем еще на заводе автомобиль по нашей просьбе оснастили вторым 50-литровым топливным баком в дополнение к основному (объемом 95 л) и установили отдельное сиденье для переднего пассажира (вместо стандартного полуторного диванчика). В общем, на фотографии «до того» прекрасно видно, что перед началом процесса трансформации это был чертовски скучный стандартный внедорожник. Но при этом у него был замечательный передний неразрезной мост…
Выбор компонентов для тюнинга
Всякий проект такого рода начинается с тщательного изучения рынка. Мне, как вы понимаете, было очень важно убедиться, что выбранное дополнительное оснащение будет исправно работать в течение довольно продолжительного времени. В итоге я обратился к продукции фирм ARB Corporation, Warn Industries Inc, Black Widow 4WD Storage Systems, и Pro Comp Tires (насколько мне известно, философия этих компаний — поставлять на рынок только самое лучшее). В итоге почти одновременно с двух сторон земного шара -из Австралии и США — в Голландию отправились два морских контейнера, и через четыре недели мы уже получили все необходимые компоненты. После этого автомобиль на пять дней «прописался» в рабочей зоне тюнингового ателье Мориса Убаха в Валькенбурге.
Рабочий график был предельно плотным. Оно и понятно — нам предстояло «пройтись» от переднего бампера машины до ее «кормы», от днища до крыши и от моторного отсека до салона. В общем, всю следующую неделю я провел, тщательно документируя последовательные этапы превращения стандартного автомобиля в «боевую» машину. Впрочем,временами мне приходилось откладывать в сторону цифровой фотоаппарат и брать в руки самые обычные гаечные ключи. Помимо этого в мои непосредственные «обязанности» входило постоянно помогать механикам, разбираться с инструкциями по установке компонентов, прибывших из Австралии и США.
Начнем с повышения мощности двигателя
Чтобы вдохнуть новые силы в двигатель, мы установили турбонагнетатель с интеркулером. Для этого была использована турбина Garret, а сам интеркулер был взят стандартный, оттурбирован-ной версии дизельного мотора Toyota. Скажу сразу — эта работа оказалась непростой и заняла целый день. Но право слово, оно того стоило — означенная операция повысила мощность двигателя со 130 до 180 л.с. И это при том, что задачи выжать из двигателя максимум, в общем-то, не стояло: со временем, когда мы убедимся, что все работает как нужно, дойдет и до дополнительной настройки мотора. По нашим прикидкам,это позволит довести мощность до 200 л.с, а может быть, и несколько больше. А теперь, пока Руд Эссерс заканчивает установку нагнетателя, вам-предстоит познакомиться с другими, не менее интересными фрагментами этой внедорожной мозаики…
Задний бампер с кронштейном для запасного колеса ARB
Вообще-то, отправляясь в приличную (с точки зрения любителя бездорожья) страну, желательно иметь с собой хотя бы одно запасное колесо. Так почему бы не выковырять его из-под пола багажного отсека и не поместить в какое-нибудь более доступное место? Именно это и позволяет сделать выпускаемый ARB задний бампер. Он не только обеспечивает отличную защиту уязвимых панелей задней части кузова, но и позволяет разместить на нем кронштейн запасного колеса и специальное крепление для канистры с топливом. Это дает возможность убрать запасное колесо из-под «кормы» внедорожника, во-первых, серьезно облегчив доступ к нему, а во-вторых, освободив место для чего-нибудь полезного, например для топливного бака увеличенного объема. При этом вам не придется сверлить никаких отверстий в раме — бампер имеет те же точки крепления, что и штатный. Мало того, при желании вы можете разместить на нем не один, а два кронштейна, что позволит вам иметь не одну, а целых две запаски. Я решил, что для путешествий по дорогам Европы мне вполне хватит одного запасного колеса, но вот в дальних экспедициях по странам Северной Африки или Восточной Европы перестраховаться не помешает. В таком случае мне понадобится всего лишь около часа, чтобы установить второй кронштейн. В целом работа по установке бампера с кронштейном заняла примерно четыре с половиной часа. Выбранная мной размерность шин (35″) оказалась максимумом, который можно использовать с кронштейнами ARB. Если установить два кронштейна, то шины Pro Comp будут соприкасаться в центральной части. Да, я совсем забыл упомянуть, что кронштейн снабжен газовым амортизатором, который сильно облегчает доступ к задней двери. Впрочем, если вы остановитесь на спуске, то развиваемого газовым упором усилия окажется недостаточно. Само же откидывание в сторону кронштейнов с запасным колесом и канистрой никаких сложностей не вызывает. Для того чтобы получить доступ к двери, достаточно потянуть за рычаг, а чтобы вернуть кронштейн на место, нужно просто хлопнуть им, как дверью автомобиля.
СИСТЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ГРУЗОВОГО ПРОСТРАНСТВА WIDOW 4WD STORAGE SYSTEM
Вспомните, сколько раз, возвращаясь из длительной поездки, вы говорили сами себе: все, хватит, в следующий раз я буду организованней, я просто устал от необходимости перевернуть все в автомобиле, чтобы достать с самого дна багажника какую-нибудь мелочь. Так вот, вы навсегда избавитесь от необходимости заниматься чем-то подобным, если установите любую из систем Black Widow. Прежде всего у вас появятся отсеки, запираемые на замки из нержавеющей стали. Эти опирающиеся на подшипники ящики легко скользят по направляющим из гальванизированной стали, обеспечивая легкий и удобный доступ к содержимому. Боковые панели поднимаются и снимаются, давая доступ к длинномерным грузам, например хайджеку. Установив такую систему, вы просто поразитесь тому, сколько дополнительного пространства сразу образуется в багажнике вашего автомобиля! Никаких выступающих внутрь колесных арок, только ровный пол. Таким образом доступное вам пространство удваивается, и путешествие становится комфортабельным и приятным. В общем, аккуратность и организованность — это залог успешного путешествия. И это далеко не все причины, делающие фирму Black Widow лидером на рынке. Вы получаете полностью готовую и уже собранную систему. Но увы: перед установкой нам пришлось полностью разобрать систему и извлечь выдвижные ящики, чтобы получить доступ к главной раме и сделать все необходимые для точной установки промеры. Никаких проблем с монтажом рамы на уже существующие в днище отверстия при помощи болтов и шайб, используемых в качестве прокладок, у нас не было. Затем на раму монтируются боковые, верхние и задние элементы пространственного каркаса. После этого на место возвращаются выдвижные ящики, и наконец установка завершается монтажом наружных панелей. Весь процесс занял не более двух часов. Помимо основной системы мы установили также разделитель и верхнюю полочку, что потребовало еще 45 мин не слишком напряженного труда. Итого — порядка трех часов.
ПЕРЕДНИЙ БАМПЕР ARB, БОКОВАЯ ЗАЩИТА, ЛЕБЕДКА WARN М12000
Поскольку защита автомобиля не может ограничиться кенгурином, мы установили на наш Land Cruiser передний силовой бампер и боковую защиту фирмы ARB. На самом деле для того, чтобы кенгу-рин исправно выполнял возложенные на него обязанности, при его разработке должно быть учтено множество факторов. Особенности конструкции автомобиля, прочность, условия срабатывания подушек безопасности, угол въезда, возможность установки дополнительного оборудования, вес и эстетика — вот то, о чем думают инженеры ARB до того, как новая модель бампера будет запущена в серию. Перед началом установки мы демонтировали штатный бампер (автомобиль сразу приобрел необычный вид) и распаковали ящик с лебедкой Warn М12000. Эта модель является «рабочей лошадкой» всего большого семейства лебедок Warn из-за большого крутящего момента, мощности и скорости намотки 30 футов в минуту (9,14 м/мин). Лебедку приводит в действие электромотор мощностью 4,6 л.с, который через планетарный редуктор приводит во вращение барабан с 38-метровым тросом диаметром 3/8.
Данная модель имеет тягу в 5440 кг на первом слое троса, что прекрасно подходит для Land Cruiser 105. Теперь можно не опасаться, что автомобиль застрянет в глинистых колеях или не сможет преодолеть какой-нибудь скользкий склон. После того как лебедка заняла отведенное ей место на бампере, а трос был пропущен через направляющие ролики, настало время установить всю конструкцию на автомобиль.
Дпя этого требуются усилия двух человек. Следует вставить два болта в отверстия монтажных скоб и закрутить (но не затягивать!) две гайки. Затем нужно тщательно выверить положение бампера относительно кузова машины (зазор между бампером и передними панелями должен составлять строго 15 мм). Остается затянуть шесть болтов, причем тянуть нужно так, чтобы гровер-шайбы деформировались. Затем мы ставим на место расположенный под бампером дефлектор, направляющий поток воздуха в моторный отсек. Следующий этап — установка боковой защиты, брусья которой нужно было прикрепить к лонжеронам рамы и боковым ветвям бампера. Сначала при помощи U-образных скоб к раме крепятся боковые брусья. Для крепления передних ветвей защиты, идущих вдоль крыльев, нам пришлось просверлить по три отверстия с каждой стороны (по два на боковых защитных брусьях и по одному с каждой стороны бампера). Работа потребовала 4,5 ч.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАРЫ WARN OFF-ROAD LIGHTS
Не секрет, что фары дополнительного света Warn исключительно надежны и долговечны, впрочем, как и все, что носит это имя. В данном случае я выбрал модель SDB 210 НВ, агрессивные фары головного света, способные осветить пространство за 270 м от вашего автомобиля. У этой модели есть внутренняя рама для удержания лампы и серьезная защита стекла, а корпус сделан из устойчивого к ударам поликарбоната. В комплект входит полный набор оснастки и проводки, необходимый для монтажа фар, а также клавиша-переключатель для установки на приборной панели. Двухпозиционный переключатель позволяет контролировать характер луча. Кроме того, он снабжен светодиодным индикатором, так что вы не промахнетесь мимо выключателя ночью. Мы смонтировали комплект всего за полтора часа, и -вуаля, да будет свет!
КОЛЕСА PRO СОМР MUD TERRAIN 35″ НА ДИСКАХ 8×16
Почему мы выбрали именно эту марку и эту модель? Прежде всего, установив новый комплект подвески, мы обнаружили, что можем теперь поставить шины диаметром 35″, в то время как ранее возможность выбора ограничивалась 33-дюймовыми. На самом деле можно было бы установить колеса и несколько большей размерности, но мы решили ограничиться 35-ми, точнее, колесами размерности 315/75R16. Мы ведь собирались «построить» настоящий автомобиль для путешествий, а не шоу-кар, этакий роскошный дворец на ненадежном основании, готовом дать трещину при первом же ударе стихии. Если переборщить с размерностью шин, то это неминуемо приведет к повышению частоты и вероятности серьезных поломок, причем, по закону подлости, эти поломки будут случаться где-нибудь посреди грязевой ванны в середине Великого Нигде. Пострадает и управляемость… Ведь главная задача шин -обеспечить надежное сцепление протектора с дорогой, и чем тяжелее автомобиль, тем сложнее этого добиться.
КОМПЛЕКТ ПОДВЕСКИ OLD MAN EMU С АМОРТИЗАТОРАМИ OLD MAN EMU LTR
Как вы, наверное, знаете, эму -это обитающая в Австралии птица. Летать она не умеет, зато мощные ноги позволяют ей перемещаться по пересеченной местности с восхитительной легкостью. Дело в том, что конечности эму превосходно поглощают удары о грунт, так что при беге туловище остается на одной и той же высоте от земли и движется очень плавно. Такая плавность и была главной целью инженеров фирмы при разработке целого семейства интегрированных подвесок для автомобилей 4×4. Раскачка, недостаточная энергоемкость подвески, проблемы с управляемостью и дискомфорт при езде по неровной дороге — вот то, с чем нередко сталкиваются владельцы стандартных внедорожников. Установив интегрированную систему подвески ОМЕ, вы радикально улучшаете безопасность и управляемость. Элитные амортизаторы серии LTR (Long Travel Remote; амортизаторы с большим ходом и выносными бачками) были разработаны специально для того, чтобы работать в экстремальных условиях, например при буксировке прицепов или скоростной езде по бездорожью. Выносные резервуары позволяют большему количеству масла проходить через амортизатор, а поршень отделяет его от наполняющего газа, не позволяя маслу «вскипать». Благодаря этому для амортизаторов LTR характерна высокая эффективность, и они могут работать в экстремальных условиях, когда обычные амортизаторы уже не справляются. Итак, мы заменили штатные амортизаторы нашего Land Cruiser на амортизаторы LTR. Но для того чтобы улучшить ездовые характеристики, требовалось заменить и упругие элементы подвески — четыре пружины. Замену им мы нашли также в каталоге ОМЕ. Пружины Old Man Emu формуются на прецизионной оснастке и соответствуют самым высоким стандартам качества. Измерение механических свойств металла производится как до, так и после финальной термообработки, призванной снять внутреннее напряжение и исключить просадку. Порошковое покрытие защищает пружины от коррозии, и, естественно, они точно соответствуют по размерам посадочным местам тех марок автомобилей, для которых предназначены. Полная система подвески ОМЕ включает в себя комбинацию пружин и амортизаторов с точно подобранными для совместной работы характеристиками, которые обеспечивают улучшение плавности хода и управляемости при различной загрузке. Особое внимание уделено увеличению ходов подвески, при этом геометрия и рулевого управления, и карданных валов остается без изменений. В большинстве случаев вы можете выбрать из нескольких вариантов сочетания жесткости пружин и характеристик клапанов амортизаторов тот, что наилучшим образом будет соответствовать конфигурации вашего автомобиля и вашей манере езды. Главное, что принимается во внимание, — это вес, ездовые характеристики и универсальность автомобиля, но размер колес тоже учитывается. К этому вопросу мы вернемся чуть позже.
Что еще сказать о пружинах? В ходе работы над нашим проектом задняя часть Land Cruiser серьезно потяжелела, ведь там «прописались» более тяжелый силовой бампер с кронштейном для заднего колеса, дополнительный бак на 50 л топлива, система хранения грузов и багажник на крыше. Именно поэтому я решил выбрать пружины с грузоподъемностью, увеличенной на 600 кг. Для передних колес, где лишний вес добавили только силовой бампер и лебедка, по моим расчетам, было достаточно пружин, рассчитанных на прибавку 200 кг. После установки новой подвески мы повторно обмерили машину по высоте и обнаружили, что она поднялась над дорогой на 10 см. И это без боди-лифта, только за счет новых пружин и амортизаторов! Чтобы защитить кронштейны задних амортизаторов, мы установили специальные щитки. Они входят в тюнинго-вый комплект подвески, и их установка заняла всего по 30 мин на каждую сторону. При установке щитков на задние рычаги подвески следует убедиться, что они расположены спереди от осей стоек стабилизатора поперечной устойчивости и что их нижний край параллелен земле. Эти несложные и простые в установке устройства надежно защищают амортизаторы при езде по каменистым дорогам.
KACTEP-KИT OLD MAN EMU
ОМЕ предлагает огромное разнообразие полиуретановых подушек и сайлент-блоков для амортизаторов, рессор, тяг Панара и стабилизаторов поперечной устойчивости. В их числе есть и специальные оснащенные шлицами сайлент-блоки для исправления кастера. Неправильная установка кастера (угла между осью поворота колеса и вертикалью) немедленно ощущается как ухудшение управляемости: водитель теряет связь с автомобилем, а машина начинает «плавать» по дороге. Чаще всего такая проблема возникает после лифтовки, но корректирующие вкладыши ОМЕ позволяют избавиться от нее навсегда. Их уникальная конструкция рассчитана на длительную эксплуатацию в самых жестких условиях, а установка занимает полтора часа. Итак, мы все ближе к завершению работ по проекту. Мы провели в мастерской Мориса три полных восьмичасовых рабочих дня, но до того как готовый автомобиль отправится в первый испытательный пробег, нам предстояло решить еще одну серьезную проблему. Нужно было оснастить оба моста блокировками дифференциалов. Я мог бы заказать оригинальные блокировки, но мы предпочли ARB. Мой выбор предопределило то, что я видел такие устройства на дорогах всего мира, их успешно применяет множество знакомых мне спортсменов, да и я сам имел самый положительный опыт использования этих блокировок.
БЛОКИРОВКИ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ARB AIR LOCKER И КОМПРЕССОР
Многие ошибочно полагают, что сцепление с грунтом и полный привод идут рука об руку и что нет одного без другого. Но правда заключается в том, что в большинстве случаев полноприводный автомобиль просто не может передать тягу на колеса в тех случаях, когда она нужна сильнее всего, т.е. на сильно пересеченной местности. Помочь в таких случаях может только блокировка, заставляющая колеса вращаться синхронно. Наиболее уважаемым во всем мире устройством такого эода является пневматическая блокировка ARB, предназначенная именно для того, чтобы помочь серьезным борцам с бездорожьем справиться с самыми экстремальными препятствиями. Когда водителю нужна дополнительная тяга, он просто щелкает расположенным на приборной панели тумблером. Воздух под давлением поступает от компрессора в механизм блокировки, после чего колеса уже не могут вращаться независимо друг от друга.
Выключается ARB Air Locker еще одним щелчком тумблера, вновь ращающим дифференциал рытый. Надежность блокировок ARB проверена временем и обеспечена простотой конструкции: минимальное количество деталей обеспечивает максимальную надежность. Все детали изготовлены из сверхвысококачественных сталей и обработаны по аэрокосмическим стандартам точности и чистоты поверхностей. Многие последние модели блокировок ARB имеют синхронизированные шестерни, что еще в большей степени повышает прочность и удобство пользования. Эта конструкция также защищена патентами США, а ее разработка сопровождалась длительными и всесторонними испытаниями. Широкое применение компьютерного анализа методом конечных элементов (FEA) позволило инженерам смоделировать встречающиеся на бездорожье ситуации.
Установка блокировок в оба моста заняла у нас шесть часов. Скорость работы изрядно замедлял тот факт, что брошюра с инструкцией по установке содержит 36 страниц текста и нам постоянно приходилось обращаться к ней, сверяя каждый шаг. Кроме того, мы снова и снова убеждались в правильности и качестве установки всех магистралей и соединений, а также контролировали величину зазоров. Это была действительно кропотливая работа. После монтажа самих блокировок нам предстояло протянуть воздушные магистрали в переднюю часть автомобиля, завести их в моторный отсек и установить там компрессор. Когда это было сделано, мы перешли к «внутренним работам» в салоне. К счастью, монтаж тумблеров на приборной панели оказался довольно несложным делом. Тумблер включения-выключения компрессора мы установили на приборной панели, а тумблеры включения блокировок — на центральной консоли.
РУЛЕВОЙ ДЕМПФЕР OLD MAN EMU
Это устройство призвано снизить передаваемые на рулевое колесо вибрации и улучшить управляемость. Кроме того, оно предотвращает резкие повороты рулевого колеса при наезде на препятствия, не мешая при этом управлению. Конструкция устройства аналогична конструкции амортизаторов ОМЕ. Демпфер оборудован регулируемым 9-позиционным клапаном, позволяющим изменять жесткость и оптимизировать работу демпфера, более прочный по сравнению со штатным шток диаметром 15 мм, двухтрубную конструкцию, 35-мм поршень, многолепестковые уплотнители, стальную защиту от ударов. При этом устройство имеет те же размеры, что и штатный демпфер, и крепится на штатные кронштейны. Установка заняла 40 мин.
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ БАГАЖНИК ARB
Land Cruiser, конечно, весьма вместительный автомобиль, но громоздкие вещи лучше все-таки перевозить на крыше. Грамотно сконструированный багажник радикально повышает возможности автомобиля по перевозке негабаритных грузов, и мы выбрали экспедиционный багажник ARB. Это была самая большая коробка в составе груза, который пришел к нам из Южного полушария, так как я выбрал грузовую корзинку размером 1120 х 1120 мм с дополнительным сетчатым полом. На установку багажника было потрачено примерно два часа. Для того чтобы поставить багажную корзину на причитающееся ей место, понадобились усилия двух человек. Корзина крепится к опорам при помощи специальных скоб, поступающих в комплекте с багажником. Кстати, на багажник можно грузить до 150 кг.
ПОТОЛОЧНАЯ КОНСОЛЬ OUTBACK
Это изделие ставится на существующие крепежные точки. Изготовлена она из пластика, тисненого под кожу, и имеет встроенные лампочки зонального освещения, нишу для установки радиостанции, центральную открывающуюся вниз емкость и боковые емкости со стороны водителя и пассажиров. Установка консоли заняла 45 мин.
ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ
Мы поставили в нашу машину аудиосистему Pioneer и сигнализацию ASN Tex-Alarm. Эти работы проводились в специализированной мастерской и заняли 12 часов. Почему так много? Ну, аудиосистему мы получили в восьми отдельных коробках, в которых было все — CD-проигрыватель, усилитель, колонки — одним словом, все, что нужно для того, чтобы получить высочайшее качество звука и иметь возможность слушать в машине что угодно — от Snoop Doggy Dog до Паваротти. Что же касается сигнализации… Давайте я не буду вам о ней рассказывать. Пусть секреты ее установки останутся секретами и для вас, и для потенциальных угонщиков.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
Итак, что же нам удалось? Вся работа над проектом заняла у нас чуть менее пяти полных рабочих дней. За это время заурядный, хотя и весьма неплохой, внедорожник превратился в Экстремальную Машину для Покорения Бездорожья! С финансовой точки зрения тоже все получилось неплохо. Конечная цена проекта оказалась ниже, чем у имеющихся в распоряжении европейских дилеров «нафаршированных» версий Toyota Land Cruiser с V8 и автоматической коробкой передач. Нам удалось вписаться примерно в 75 тыс. евро с дополнительным оборудованием.
ПЕРВЫЙ выезд
Спустя семь месяцев после оформления заказа в Японии прибывший в контейнере в Роттердамские доки и перестроенный в маленькой мастерской в Валькенбурге Land Cruiser HZJ 105 был готов отправиться в свое первое путешествие. Я повернул ключ и услышал глухой рокот шести цилиндров турбодизеля объемом 4,2 л -мотора, который никогда не ставился на машины 105-й серии. Да, менеджеры торговых компаний расскажут вам массу всего про оборудование, которое вы собираетесь установить на ваш внедорожник, но о том, как оно поведет себя на самом деле, вы узнаете только после реальных тестов. Итак, вскарабкавшись на место водителя (автомобиль стал ощутимо выше), я перво-наперво убедился в том, что посадка не изменилась и кресла остались по-прежнему удобными. Сочетание подвески Old Man Emu и 35-дюймовой резины оказалось просто великолепным, и как только вы привыкнете к характеристикам рулевого управления, окажетесь способными справиться с любой дорогой от скоростных участков с песком и грязью до максимально пересеченной местности. Поведение на асфальте тоже не вызвало нареканий — Land Cruiser оказался вполне пригоден к марафонским броскам через континент. Нужно только не забывать, что ты сидишь не в спорт-каре, и не делать слишком резких движений рулем. А вот шины Pro Comp меня поразили. Предназначенные для работы в грязи, на асфальте они вели себя не хуже и шумели не сильнее, чем распространенные модели категории All Terrain!
P.S. Вот, собственно, и все. Теперь вы можете ждать от меня новых рассказов о путешествиях, «пропуском» в которые для меня станет этот замечательный автомобиль.
текст и фото: Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN) перевод: Андрей СУДЬБИН