Этот автомобиль был одним из пионеров японского автопрома на российском автомобильном рынке. Можно сказать, что именно с него началось триумфальное шествие Toyota Land Cruiser по просторам России и СНГ. И в этом есть свои закономерности: простая и надежная конструкция и неприхотливость в эксплуатации. Плюс к этому довольно хорошая проходимость и уровень комфорта, который явно на голову выше отечественного «УАЗа».
Тойота Ленд Крузер
Японская компания Toyota в 1976 году начала разработку нового 5-го поколения внедорожников Land Cruiser 60. На рынок машина вышла в 1980 году. Автомобиль был выпущен в связи с существующей на тот момент конкуренцией на американском рынке с местными кроссоверами. LC 50 им сильно уступал. Инженеры Тойоты решили создать модель, которая совмещала бы комфорт легковой машины и проходимость кроссовера.
Разработчикам удалось воплотить идею в жизнь. Новый LC 60 отличался от внедорожника прошлого поколения. Комплектаций у нового авто было 8. Они поставлялись в США, Канаду, Австралию, Европу, Японию и страны Ближнего Востока.
В 1989 году стало разрабатываться новое шестое поколение TLC 80. Серия 60 перестала выпускаться только в 1992 году.
Экстерьер
Land Cruiser 60 отличается внешне от современных моделей Toyota. У кроссовера рамная конструкция. Она является основой, поэтому к ней крепятся кузов и подвески машины.
У Ленд Крузер 60 резкие линии и переходы. Во внешнем дизайне Тойоты присутствует угловатость. У переднего бампера квадратная форма, а не закругленная, как у нового LC 200. Это придает некоторую суровость и ретро-вид внешности внедорожника.
У автомобиля 5 дверей. По габаритам уступает увеличенным современным моделям Toyota.
Параметры:
- длина – 4750 мм;
- ширина – 1800 мм;
- высота – 1805 мм;
- колесная база составляет 2730 мм, что способствует удобной езде на природе;
- размер шин – 265/75 R15.
В зависимости от модификации задняя дверь распахивается или поднимается наверх.
Фары могут быть круглыми или прямоугольными сдвоенными.
Внешний вид Тойоты Ленд Крузер 60 представлен на фото.
Интерьер
Салон не такой свободный, как в других версиях Тойоты. ЛК 60 оснащен панелями из мягкого пластика, стали и регулируемой рулевой колонкой. Объем багажника рассчитан на 800 л.
Изначальная вместимость – 5 пассажиров. В модернизированных версиях добавилось еще 2 места. Для всех пассажиров есть ремни безопасности. Дополнительный комфорт в поздних модернизациях обеспечивается электро-пакетом, отвечающим за автоматическое открытие стекол, люка и поворот зеркал. Спинки сидений сзади складываются по частям.
Салон оснащен печкой и кондиционером. Климат-контроль отсутствует. Есть омыватель стекол и гидроусилитель, находящийся в руле. Медиа представлена стерео-системой с разъемом для прослушивания кассет. При желании ее можно заменить на современные устройства проигрывания музыки.
Комплектация Камри 60
Машина оснащена различными полезными функциями для разных комплектаций:
- Стандарт — включает в себя 6 подушек безопасности, бесключевой доступ, аудиосистему, 2-зонную климатическую установку, подогрев передних сидений и 16-дюймовые колесные диски.
- Стандарт плюс — имеет такие дополнения: датчик дождя, кожаное рулевое колесо, парктроник и мультимедийную систему с сенсорным экраном.
- Классик — оснащена мотором объемом 2,5 л, кожаным салоном, имеет возможность беспроводной зарядки смартфонов, омыватели фар.
- Элеганс — включает в комплектацию подогрев лобового стекла, задних кресел, руля. Имеет бесключевой доступ и 17-дюймовые колеса.
- Престиж — оснащена 18-дюймовыми колесами, мультимедийной системой с большим экраном.
- Люкс — имеются силовой агрегат объемом 3,5 л, задние вентилируемые сиденья, регулируемая электрическим приводом рулевая колонка, мониторинг слепых зон и 3-зонная климатическая установка.
Последняя комплектация — Эксклюзив — имеет полное оснащение, в которое входят проекционный дисплей и множество камер для кругового обзора.
Преимущества и недостатки
Toyota Land Cruiser TLC серии 60 – рамный кроссовер, что отличает его от современных внедорожников Тойоты. В связи с этой особенностью у авто есть преимущества и недостатки.
Выделяют следующие преимущества:
- Комфорт. Рамная конструкция с системой амортизации принимает на себя нагрузку, исходящую от подвесок.
- Расширенные возможности. Автомобильная рама легко поддается изменениям. Можно поменять форму машины или поставить другой вид кузова.
- Сохранность. У LC 60 больше открытых плоскостей, авто хорошо проветривается. Поэтому машина не сильно подвергается коррозии. Сохранности способствует и сборка конструкции из прочного металла.
- Стоимость. Цена модели ниже современных кроссоверов. Зависит от года выпуска и состояния авто. Минимальная стоимость – от 290 тыс. руб.
К недостаткам Land Cruiser 60 относятся:
- Тяжесть автомобиля. Из-за этого расходуется много топлива, скорость уступает другим версиям.
- Невместительный салон. Лонжерон забирает под себя часть пространства для пассажиров внутри машины.
- Уровень безопасности. Возможна деформация кабины и отдельных ее частей.
- Сложность в приобретении. Официальными дилерами Toyota LC 60 не выпускается в продажу. Купить можно подержанную машину.
Land Cruiser 60 подойдет тем, кто хочет недорогой кроссовер с рамной конструкцией, который будет долго служить своему владельцу.
Подвеска и трансмиссия
И здесь проще не придумаешь: полностью зависимая подвеска. Мощные неразрезные мосты на рессорах, как впереди, так и сзади. Конструкция не обременена излишним количеством дополнительных тяг. Рулевое управление традиционно для автомобилей тех годов выпуска, так сказать, с сошкой и маятником. Это, конечно, не добавляет четкости в управлении, но очень надежно. Вообще же, взгляд на подвеску наводит на мысли о том, что особого комфорта при езде ожидать не придется. Трансмиссия в нашем случае тоже не блистала изысками: механика, подключаемый передний мост, демультипликатор (понижающая передача). Передние колеса включаются в три этапа: первый — поворачиваются муфты на ступицах; второй — нажатием кнопки на панели; третий — переключение рычага демультипликатора в положение 4H или 4L. Простенько так и со вкусом. К примеру, на многих «УАЗах» передний мост подключается специальным гаечным ключом. И еще надо правильно закрутить муфту, иначе привод не включится.
Технические характеристики
Автомобиль представлен с полным приводом. Техническая часть комплектаций различается. На выбор представлены 3, 4, 5-ступечатая механическая или автоматическая коробка передач, что способствует удобной езде на природе и в городе. Двигатель с 4 и 6 цилиндрами бензинового, дизельного типа.
Во всех модификациях объем бака – 90 л. Бензин расходует больше топлива –14,8 л/100 км. Дизелю нужно меньше – до 13,5 л/100 км. В поздних моделях TLC 60 двигатель был модернизирован для снижения выхлопных газов, что уменьшило расход топлива.
Максимальная скорость – от 130 до 160 км/ч. Мощность доходит до 156/4000 л. с./оборотах. Рабочий объем – до 4164 см³.
Передняя и задняя подвески – зависимые рессорные, что позволяет внедорожнику проходить препятствия, быть выносливым, работать продолжительное время без поломок, что говорит о его надежности.
Двигатель
В нашем случае это был сверхнадежный дизельный 2H мощностью 105 л.с. Объем — 4 л., рядная «шестерка» и два клапана на цилиндр. Все абсолютно просто и доступно. В подкапотном пространстве очень просторно, что обеспечивает хороший доступ ко всем узлам и агрегатам двигателя. Что уж говорить о хорошей вентиляции моторного отсека. Впрочем, это более актуально для бензиновых модификаций с их напряженным температурным режимом. По словам владельцев таких автомобилей, этот атмосферный дизельный двигатель отличается крайней неприхотливостью. Оно и понятно: ни тебе турбонадува, ни новомодных common-rail и сверхвысокого давления впрыска. Все просто и функционально, как в бульдозере T-170. Даже, по-моему, проще.
Отзывы
Мнение владельцев кроссовера помогут сформировать точку зрения о машине и понять, подходит ли она вам.
- Константин. Купил подержанную Toyota Land Cruiser 60 1982 года. Машина в хорошем состоянии. Для меня оказалась идеалом внедорожника, учитывая год выпуска. Нравится комплектация и комфортный салон. Проходимость достойная.
- Роман. Решил начать знакомство с внедорожниками японской Тойоты с модели LC 60. Автомобиль удивил своими возможностями. На нем комфортно перемещаться по неровной дороге. Зависимые рессорные подвески смягчают кочки.
- Петр. Перед покупкой подержанной Тойоты Ленд Крузер серии 60 боялся, что не найду запчастей. Оказалось, они доступны. Их не так сложно приобрести. Машина нравится. Простая модель, на которой удобно перемещаться на природе и в городе.
- Николай. Нужен был недорогой внедорожник. Понравилось описание авто на сайте. Не смутило, что подержанный. Цена в 500 тыс. руб. и качество радуют. Правда, салон не такой комфортный, как у современных TLC. Выносливость хорошая.
- Полина. После покупки подержанной Toyota Cruiser 60 Series немного разочаровала проходимость. Ожидала большего, но машиной довольна. Надеюсь, прослужит долго.
По отзывам можно сделать вывод, что покупатели Toyota Land Cruiser 60 довольны приобретением.
Конкуренты автомобиля
Похожими характеристиками и рамной конструкцией обладают не только зарубежные автомобильные компании. На рынке присутствуют отечественные внедорожники. Самым популярным является УАЗ. Распространенные модели: Хантер, Патриот, 469 и 3160. У представленных авто хорошая проходимость, но салон не отличается удобством.
На LC 60 похожи Opel Monterrey, который начал выпускаться в 1981 году. В том же время компания румынского происхождения ARO (Dacia Duster) выпустила рамные кроссоверы ARO10 и ARO244 (с 1991 года). Корейская KIA начала производство Asia Rocsta, которая пользовалась популярностью у вооруженных сил и тех, кто любит ездить по бездорожью.
Вывод
Toyota Land Cruiser 60 – внедорожник, который до сих пор не утратил своей привлекательности для водителей. Автомобиль хорошо справляется с бездорожьем, на нем удобно передвигаться в городских условиях. Безопасность уступает более современным сериям. Нет развитой системы контроля водителя и окружающих машин.
Небольшой комфортный салон прост, но это его не портит. Все самое необходимое в машине присутствует.
Автолюбители выбирают двигатель на бензине или дизеле, механическую или автоматическую коробку передач.
Автомобиль можно приобрести только подержанный. Модель компанией Toyota перестала выпускаться еще в 1992 году.
Народное ретро. Toyota Land Cruiser HJ61 1989 года. Победить на чужой территории
Признаем — многими своими заслугами японский автопром был обязан сначала оккупации островов янки, а впоследствии емкому рынку США, охотно впитывавшему всю технику бывших врагов. Вот и Toyota Land Cruiser 60-й серии, появившийся в 1980-м, делался по американским лекалам, впервые доказав, что «Сухопутный крейсер» тоже может быть не только простым, надежным, проходимым, но еще и комфортабельным. Так сказать, стал родоначальником того имиджа, за который Круйзер мы любим до сих пор.
В истории Toyota это был переломный момент. Вот что в пятидверно-внедорожном формате до того предлагала компания.
Toyota Land Cruiser FJ45 и Land Cruiser FJ56 — соответственно, середина 60-х и вторая половина 70-х
А теперь посмотрите, каким «шик-модерном» завлекали денежную публику заокеанские фирмы!
Вверху GMC Suburban и Chevrolet Suburban 60-х и 70-х. Внизу Jeep Wagoneer тех же десятилетий
Эти вроде бы считавшиеся фермерскими мастодонты были заметно крупнее, имели презентабельный внешний вид, далеко не спартанский интерьер, «автомат» и бензиновые моторы объемом более пяти, шести, да что там, семи литров. Cruiser же оставался по американской терминологии red neck’ом — «красношеим», то есть колхозником, жителем глубинки. И в Toyota решили кардинально ломать этот стереотип.
Считается, что поначалу японцы даже замахнулись на святое — на передний мост. Тем более что как минимум у Suburban существовали версии с передней независимой подвеской. Но вовремя одумались — с балкой, да на рессорах, оно как-то надежнее, привычнее. А кто тогда ждал от крупного внедорожника управляемости легковушки? Тем не менее всю остальную техническую часть значительно пересмотрели. Изменилась рама, стали шире мосты.
По трансмиссии и двигателям по мере модернизации «шестидесятки» была проведена глобальная работа. Кстати, именно моторы — менее объемные по сравнению с американскими конкурентами — на фоне богатой салонной «меблировки» стали залогом успеха TLC 60 за океаном. Вспомним, что в первой половине 70-х разразился топливный кризис. И американский обыватель наконец задумался, зачем ему большие прожорливые «бензинки». Только ради того, чтобы считать себя патриотом? А тут как тут Toyota со своими экономичными и достаточными по тяге на бездорожье дизелями.
Впрочем, бензиновые агрегаты джип тоже получал. Линейка установок до первого обновления выглядела так — карбюраторная «шестерка» 2F (4,2 л, 140 л.с.); атмосферные дизели 3B (3,4 л, 98 л.с.) и 2H (4,0 л, 115 л.с.). Все достались еще от J40/J50. Но уже в 1984 году допотопную 2F сменили новым 3F (4,0 л, 155 л.с.). А вдобавок к дизельной «шестерке» 2H предложили турбоверсию 12H-T с аналогичным объемом, однако мощностью 135 сил.
Последняя модернизация, прошедшая в 1987-м, перевела бензиновый мотор на электронный впрыск. Что касается коробки передач, то кардинальные изменения произошли еще в ходе первого «технорестайлинга». Тогда в Toyota отказались от 4-ступенчатой «механики». Кроме того, с обоими «большими» дизелями стал предлагаться «автомат» — ныне известный A440. На тот момент еще полностью гидравлический, но не менее надежный. Видимо, этим достижением в компании гордились особо, и как напоминание о том, что АКПП здесь имеет повышающую ступень, на блок селектора поместили соответствующий шильдик. И вместе с тем, очевидно, переживали за ресурс новой трансмиссии (кто его знает, сколько тонн эти янки повесят на фаркоп) и потому там же разместили два индикатора — предельной температуры и нагрузки.
По полному приводу варианты, само собой, отсутствовали — только part-time. Подключение переднего моста осуществлялось хабами, в «раздатке» — либо рычагом, либо, как на фото ниже, кнопкой.
На иных оснащениях существовали принудительные блокировки обоих межколесных дифференциалов. Да и механической лебедкой Toyota своих клиентов не обделяла. Хотя традиционно это тягловое устройство, установленное в заводских условиях, сильно уменьшало угол въезда.
В 1987-м Land Cruiser 60 пережил фейслифтинг. Если раньше (снимок вверху) облик этого тяжелого внедорожника, как сейчас модно говорить, был «теплым, ламповым», то четыре прямоугольные фары придали ему некую монументальность и солидность. Безусловно, на тот период он стал современнее и более американским, что ли. Как известно, в США был такой обязательный формат светотехники — небольшие парные «прямоуголки».
В салоне в том году Крузер, напротив, перестал быть off-road бруталом. Отформованная по-иному передняя панель — это то, что было нужно машине, задумывавшейся как «проходимец» с легковым комфортным салоном.
«До» и «после»
Ну а богатая комплектация — основной козырь в борьбе за изнеженного клиента — была доступна изначально. Нет, не так — богатство комплектаций! Ведь даже если не учитывать десяток базовых уровней (STD, GX, VX и т. д.), существовала масса вещей, по которым два казавшихся клонами Cruiser могли отличаться друг от друга. Например, двери багажника — распашные либо откидывающиеся.
Или количество мест: пять, восемь и десять — только для Ближнего Востока выпускали вариант с «диваном» спереди и продольными «лавочками» в багажнике. В то время как на других рынках передние кресла всегда были отдельными, а «галерка» располагалась поперек.
Плюс два варианта по высоте крыши, какое-то количество — по расцветке салона.
Несколько лимитированных версий, отличавшихся цветом и опциями. В итоге с учетом технического оснащения (двигатели, трансмиссия) рекламные проспекты того времени хвастались более чем двумя с половиной тысячами различных исполнений. Да, продававшихся в разных странах и даже на разных континентах. Но, думается, покупатель и в Европе, и в Австралии, и в США мог собрать из этого конструктора свой неповторимый Land Cruiser 60. Это уже не говоря о том, что джип в зависимости от комплектации мог быть простым, как шанцевый инструмент, и напичкан оснащением не хуже представительского седана. У нас — последний случай. Комплектация VX high roof: 12H-T, «автомат» и куча атрибутов, прежде никак не вязавшихся с off-road средой. Царство ковров, электроприводов и мягких панелей. С бонусами в виде люка (разумеется, не ручного), потолочного блока из высотомера и термометра, акустики в багажнике.
Отдельного внимания заслуживают сиденья. Такой изысканный даже для некоторых легковушек 80-х профиль они получили еще при первом рестайлинге. Тогда же — электрорегулировку поясничного подпора на водительском кресле и механическую — боковых валиков спинки. Совсем уж от жиру… Достижение модернизации 1987-го — поручни на спинках передних сидений, вкупе с простором сзади точно сделавшие «шестидесятку» похожей на какой-нибудь «членовоз».
За рулем не так свободно. Зато уже появились все атрибуты современного автомобиля того времени — регулировка руля, гидроусилитель, «климат» на ползунках, внятная комбинация приборов, облаченная в пластмассу.
Сиденья, кстати, довольно жесткие, и за 30 лет сохранили свою структуру. Состояние представленного здесь экземпляра с учетом подобного возраста вообще можно признать отличным. Это потому, что у ветерана был единственный японский владелец. А первый и на данный момент последний российский хозяин провел комплексную реабилитацию. Все-таки постоял Крузер под жарким азиатским солнцем, выгорел интерьером и кузовным лаком. ЛКП пришлось восстанавливать, салон полностью разбирать и обновлять торпедо, карты дверей, фурнитуру.
Багажник «шестидесятки» в этом виде, конечно, далек от ассоциаций со шкатулкой под драгоценности. И тем не менее грязные «болотники» в нем будут выглядеть явным кощунством. Обратите внимание на то, куда при сложенном диване штатно пристраиваются его подголовники
Отревизированы были все агрегаты, из которых только задний мост потребовал замены сальников и ступичных подшипников. Двигатель же и остальная трансмиссия словно бы только вчера покинули конвейер. А то, что за тот же «тридцатник» Land Cruiser не покрылся ржавчиной, не говоря уж о сквозной коррозии — чистое везение.
Небольшой, дюйма в два, два с половиной лифт и 35-е колеса — тоже из прошлой жизни на родине.
Для японцев при запрете на всякий off-road вне искусственных полигонов это своего рода фетиш. Для российского владельца — в какой-то степени тоже. Джип приобретался не для сурового бездорожья. Само собой, отчасти ради выездов на природу. Больше же потому, что хотелось прикоснуться к тойотовской внедорожной классике, восстановить ее, сохранить. В результате здесь минимум типично грязевого тюнинга, да и тот носит скорее эстетический характер. А если заглянуть под раму, то можно увидеть стабилизаторы с удлиненными стойками. Для сложного off-road с ними никто не заморачивается — просто удаляют.
С точки зрения проходимости стоковая «шестидесятка» не представляла собой чего-то особенного. Эту дисциплину явно принесли в жертву комфорту и вместимости салона/багажника. С другой стороны, Toyota была как минимум не хуже своих американских конкурентов
Оживающий с пол-оборота дизель работает тише и мягче современных коммон-рейловых и «передутых» агрегатов. На что же способен со своими 135 силами и 314 ньютон-метрами? Для 80-х, должно быть, на многое. Для передвижения по туристическим американским маршрутам, не исключено, с прицепом 12H-T хватало за глаза. Наконец, и теперь он еще способен блеснуть ломовой тягой «в нижнем регистре» и «стрельнуть» с помощью турбины на средних оборотах.
Помимо прочего менялся радиатор заднего отопителя и ремонтировалась электрика — за годы окислились контакты. Еще одно место приложения рук — омыватель заднего стекла. Емкость с насосом требует только установки
Вспомним хотя бы появившийся позже и предполагавший совсем флегматичный стиль передвижения 1HZ — сравнение точно не в его пользу. Во всяком случае с 12H-T легко держаться в городском потоке, а на трассе поддерживать крейсерскую и комфортную скорость в 90 км/ч. Больше и не нужно. Несмотря на стабилизаторы, это все-таки мостовой джип, к тому же рессорный. Кузов покачивается на шасси, располагая к релаксирующей поездке. Однако руль, вопреки наличию редуктора и трапеции, не пугает люфтами и пустотой. Не напрягают колебания неподрессоренных масс. Причем за счет диаметра колес Cruiser совершенно не чувствует мелких неровностей и в то же время благодаря энергоемкости не пасует на крупных. Хотя, конечно, пружинная «восьмидесятка», пришедшая на смену TLC 60, была во всех отношениях лучше.
Между тем, TLC 80 можно приобрести даже подешевле. Да, «шестидесятки» порой предлагаются за 300–500 тысяч, иной раз и за 150–200. Но представляете, до чего нужно довести крупный внедорожник, чтобы он стоил таких денег? Цена более-менее неплохих джипов начинается с 650–700 тысяч. Только и в этом случае их придется восстанавливать. Если, разумеется, есть желание не просто добить машину на бездорожье — ездить с шиком на «классике». Экземпляры после реставрации тоже имеются. Правда, стоимость рассчитана на откровенных фанатов — более миллиона, полутора, двух. Зато подобные «бриллианты» вряд ли кто-то будет гробить офф-роадом.