Двигатели 3ZR представляют собой четырехцилиндровый моторы с 16-ти клапанным газораспределительным механизмом. Выпуск двигателей внутреннего сгорания (ДВС) этой серии начался в 2007 году и продолжается на предприятиях Тойота до сих пор. Ниже пойдет речь о технических характеристиках, недостатках и проблемных узлах, модификациях и вариантах усовершенствования агрегата 3-FE.
На какие автомобили Toyota ставят 3ZR-FE
Агрегаты Тойота 3ZR-FE устанавливают на несколько моделей автопроизводителя. Эти силовые установки выделяются большим ресурсом и умеренным расходом топлива.
Corolla E150
2-литровый агрегат появился на переднеприводной модели Corolla в 2007 г. Мотор оснащен комплексом изменения фаз газораспределения Dual VVT-i. На некоторых рынках его обозначают как 3ZR-FBE.
Corolla E170
Двигатель Короллы Е170 отличается от моделей 1ZR и 2ZR увеличенным до 97,6 мм ходом поршня. Другие характеристики идентичны – двойная VVTi, мощность 143 л.с. (есть модели с повышенной до 151 л.с. форсировкой).
RAV4 4 (XA40)
На вторичном рынке кроссовер можно найти с 2-литровым силовым агрегатом мощностью 146 л.с. По заявлениям владельцев, мотор способен работать до 250 тыс. км пробега без поломок и особых вмешательств.
Avensis 3 (T270)
Впервые японские инженеры установили 3ZR-FE на Avensis в 2009 г. Двигатель благополучно используется и в новых среднеразмерных авто в кузове седан или универсал.
Другие модели
Кроме того, мотор можно встретить на следующих моделях автоконцерна Тойота:
- Allion.
- Noah.
- Premio.
- Voxy.
- Wish.
Дополнительные доработки
Toyota – это первая автомобильная компания, которая использовала Valvematic систему на своих автомобилях. 3ZR-FAE Valvematic – это система плавного изменения высоты подъёма клапанов. Одним из автомобилей, который был оснащён данной системой, стал Toyota Avensis выпущенный в 2009 году. Помимо этого, на новой серии двигателей ZR были улучшены некоторые детали, что позволило улучшить общие ходовые характеристики. Усовершенствованиям поддались: гидрокомпенсаторы и дезаксаж коленвала. Обладатели машин семейства Corolla, могли на себе ощутить эти доработки, потому что именно эта модификация мотора устанавливалась на эти машины. Позже их стали устанавливать на модели классов «B», «C» и «D», а также на минивэны и паркетники на их базе, например на Toyota Isis и RAV4.
Характеристики двигателя 3ZR
Технические спецификации силового агрегата зависят от 2 систем:
- Dual VVT-i – газораспределительного комплекса с 2 распределительными валами (по одному для клапана впуска и выпуска).
- Valcematic – системы управления составом топливно-воздушной смеси (используется на двигателях с маркировкой 3ZR-FAE.
В моторе установлен цельнолитый блок с 4 цилиндрами (под каждый отведено по 4 клапана). В качестве основной схемы используется DOHC. Блок выполнен из ударопрочного алюминия, а гильзы чугунные.
Заявленный в техническом паспорте объем двигателя составляет 1986 куб. см, т.е. 2.0 л. Мощность, в зависимости от модификации, – 142–158 л.с., а вращательный потенциал – 194 Нм при 3900 об/мин.
Мотор может работать на бензиновом топливе марок АИ-92 и АИ-95. Количество смазывающей смеси в силовой установке равно 4,2 л. Производители заявляют об эксплуатационном ресурсе в 250 тыс. км.
Линейка силовых агрегатов
В компании Toyota не скрывают, что каждое новое поколение модели в основном предназначено для молодой категории водителей в возрасте 25-30 лет. Смелое заявление, можно сказать, что это даже вызов. Впрочем, японцы нисколько не отказываются от своих слов – постоянно предлагают новые комплектации. Линейка силовых агрегатов Рав 4 с завидной периодичностью обновляется, как и дизайн, интерьер и функционал кроссовера. Изначально модель комплектовали 2.0-литровым мотором 3S-FE мощностью 135 сил, спустя некоторое время появилась модификация движка 3S-GE на 178 сил. Оба мотора агрегируются механической либо автоматической коробкой.
Рабочие характеристики 3S-FE:
- Тип мотора: 4-цилиндровый DOHC;
- Используемое топливо: АИ-92, АИ-95;
- Диаметр цилиндров: 82 мм;
- Количество клапанов: 16;
- Клапанов на цилиндр: 4;
- Потенциальный ресурс: 400 тыс. км.
Стоит сказать, что в наличии Toyota всегда были не только полноприводные, но переднеприводные модификации, нашедшие покупателя в Северной Америке и Японии. Уже с выходом 2 поколения японцы предлагают новые варианты силовых установок: 2-литровый 1AZ-FE, 1AZ-FSE на 150 лошадиных сил, 2.4-литровый 2AZ-FE и 2AZ-FSE с заявленной мощностью 160 л.с. Находит своих покупателей и двухлитровый дизель D-4D, для которого характерна неплохая тяга.
Характеристики 1AZ-FE:
- Тип мотора: 4-цилиндровый DOHC;
- Используемое топливо: АИ-95;
- Экологическая норма: Евро-5
- Диаметр цилиндров: 86 мм;
- Потенциальный ресурс: 400 тыс. км.
Но, пожалуй, наибольшее разнообразие японцы предлагают с выпуском 4 поколения Тойота Рав 4. В это время сразу появляются два новеньких турбодизеля на 2.0 и 2.2 литра. Ушедший в историю движок 2.4 успешно подменяет конструктивно усовершенствованный 2.5-литровый двигатель мощностью 180 сил. Что касается популярности отдельных видов силовых установок, то наибольше полюбился отечественными водителями бензиновый 2.0-литровый мотор 1AZ-FE – он неприхотлив, надежен, ресурсоемок. Также набирает популярность 2.2-литровый турбодизель, появившийся в четвертой генерации кроссовера.
Конструкция двигателя
В двигателях серии 3ZR-FE установлен легкосплавный блок, который оснащен открытым охладительным контуром. Гильзы интегрированы в алюминиевую поверхность, а их наружная часть обладает характерной неровностью. Это обеспечивает надежную фиксацию элементов и положительно влияет на отвод тепла. Между цилиндрами находится стенка толщиной 7 мм.
Коленвал оборудован 8 противовесами с шейками уменьшенной ширины, что уменьшает потери. На блоке зафиксирован крупный литой картер, который используется в качестве поддона для масла.
Поршни изготовлены из легких сплавов и обладают Т-образной конфигурацией.
Двигатель имеет вертикальное расположение в подкапотном пространстве, что упрощает его обслуживание или ремонт в случае выхода из строя.
Двигатель 3ZR-FE в подкапотном пространстве.
Масло в гибрид Тойота Харриер
В двигатель гибрида необходимо лить синтетическое оригинальное маловязкое моторное масло. Стоит оно дороже аналогов, но результат оправдывает средства — детали подвергаются меньшему износу, тепло отводится лучше, а трение уменьшается, как результат, падает и уровень расход топлива.
Довольно часто владельцы гибридов с двигателем A25A-FXS, 2AR-FXE, 3MZ-FE с первых дней эксплуатации льют слишком густое масло. В результате трущиеся поверхности со временем быстро изнашиваются, появляются зазоры и канавки. С переходом на рекомендованное 0W-20 заметно увеличивается расход масла. Маловязкая жидкость стремительно заполняет образованные пустоты. Поэтому в гибрид нужно лить только 0W-20 или в крайнем случае 5W-20 с допуском SN по API, а менять масло следует как можно чаще.
Видео по теме:
Расход топлива
Силовой агрегат японского производства выделяется умеренным расходом топлива.
Если учитывать показатели Toyota RAV4 с полноприводной платформой и вариативной трансмиссией, то потребление бензина в разных режимах езды выглядит следующим образом:
- Эксплуатация в городском цикле – 9,4 л/100 км.
- Езда по шоссе – 6,4 л/100 км.
- Смешанный режим передвижения – 7,5 л/100 км.
Мотор 3ZR-FA, который используется на Тойоте Авенсис, с идентичным объемом и вариативной коробкой передач, выдает такие показатели:
- Городской режим – 9,2 л/100 км.
- Трасса – 5,7 л/100 км.
- Смешанный цикл – 7,7 л/100 км.
Среди достоинств двигателя выделяют его экономичность. При этом точный расход топлива напрямую зависит от массы автомобиля и стиля вождения.
Toyota RAV4 использует 6,4 л топлива на 100 км.
Модификации двигателя Toyota 3ZR
Силовой агрегат Тойота 3ZR представлен в 3 модификациях. Наибольшей популярностью пользуется базовый вариант 3ZR-FE.
3ZR-FE
Первый в линейке двигатель с обозначением 3ZR-FE оборудован 2 распредвалами для клапанов. Его мощность составляет 143 л.с.
3ZR-FAE
Модернизированная модификация FAE имеет комплекс Valmatic. Электронная система постоянно анализирует особенности режима езды и подстраивает длину ходу клапанов впуска.
Также она отвечает за подбор оптимального состава топливно-воздушной смеси, исходя из нагрузок. Мощность 3ZR-FAE – 155 л.с. Другие различия от предыдущего мотора отсутствуют.
3ZR-FAE имеет мощность 155 л.с.
3ZR-FBE
Силовые установки серии FBE способны работать на биотопливе. Запас мощности составляет 151 л.с. Двигатель можно встретить на Тойоте Королле для бразильского автомобильного рынка.
Слабые места двигателя Тойоты
Основные негативные качества мотора перешли от предыдущей линейки 2ZR.
В их числе:
- Увеличенный расход топлива при агрессивном стиле вождения. При умеренном разгоне, плавном переключении передач и выдерживании средних оборотов проблема не проявляется.
- Шумная работа. При повышенных нагрузках двигатель становится достаточно шумным.
- Подтекание помпы. В процессе эксплуатации этот элемент силовой установки изнашивается, из-за чего образуются подтеки.
- Вибрация на холостом ходу. У агрегатов с пробегом более 200 000 км проблема ощущается достаточно сильно.
Среди фактических сложностей, с которыми сталкиваются автовладельцы, фигурируют:
- Трудности капитального ремонта силового агрегата.
- Растяжение цепи ГРМ, что способствует повышению шумности (проблема решается после установки нового механизма).
- Сложности с заводкой на холодную, а также стук в ГРМ (важно ответственно подходить к выбору топливной смеси, а также вовремя проводить замену технических жидкостей и фильтров).
- Появление провалов при старте (чтобы избавиться от неприятного явления, необходимо обнулить электронный блок управления).
- Загрязнение топливных фильтров некачественным топливом.
- Выход из строя гидрокомпенсаторов из-за использования неподходящего масла.
- Повреждение уплотнительных манжет на клапане.
Чтобы продлить срок службы агрегата, необходимо правильно его обслуживать и не подвергать перегрузкам.
Недостатки и дефекты
Несмотря на большинство доработок и множество усовершенствований, у этих двигателей были существенные недостатки, на которые нельзя закрывать глаза. Во время эксплуатации можно заметить явные дефекты, некоторые из них которые сопровождаются сильным стуком приводов и шумом вакуумного насоса. Основные недостатки во время работы:
- частая замена масла;
- большие остатки шлака на дне камер сгорания;
- подтекания помпы и частая течь масла из-под крышки цепи;
- ошибки контроллера Valvematic;
- внезапное отключение двигателя из-за сбоя программы.
3ZR-FAE без защитного кожуха Несмотря на всё это серия двигателей ZR, в том числе и двигатель 3ZR-FAE, остаются одними из наилучших в своём роде. На предыдущих выпускаемых сериях были проблемы с огромным расходом масла, но сейчас эта проблема стала менее ужасающей, чем раньше. Расход масла стал от 250 до 350 мл. на 1000 км. Чтобы хоть как-то снизить расход советуется использовать масла, которые обладают более высокой вязкости. У двигателя 3ZR-FAE по официальным документам упоминаются ещё некоторые возможные проблемы, которые могут возникнуть при эксплуатации. В основном это ошибки каких-либо электронных программ, например ошибки EVAP, проблемы с горячим пуском и сильным шумом насоса охлаждающей жидкости, а также некоторые детали требуют частой замены.
Тюнинг двигателя 3ZR
При желании повысить мощность насосного оборудования, уменьшить сопротивление и оптимизировать продувку цилиндров не стоит ожидать особых улучшений в работе агрегата.
Чтобы получить видимые изменения, необходимо прошить электронный блок, модернизировать головку блока путем расширения каналов расточкой, а еще обновить комплекс форсунок.
В автомастерских такие действия называют портингом, или портированием. После проведения мероприятий мощность агрегата будет повышена на 15–20 л.с.
Монтаж компрессора S14 с форсунками от 2ZZ-GE позволит получить форсировку в 180 л.с.
Avensis с протюнингованным двигателем 3ZR повышает мощность на 20 л.с.
Установка турбины
Применение турбины Garret GT28 вместе с новыми форсунками, прошитым электронным блоком управления, модернизированным топливным насосом и выхлопной системой, позволит улучшить производительность двигателя до 300 л.с.
Однако подобные изменения негативно повлияют на ресурс установки и приводят к преждевременному износу важных узлов. Поэтому подобная модернизация не оправдывает себя.