С момента презентации первого поколения выпущено пять генераций Тойота Рав 4:
- RAV4 (SXA10): 1995 – 2000 гг;
- RAV4 (CA20W): 2000 – 2005 гг;
- RAV4 (CA30W): 2005 – 2010 гг;
- RAV4 (CA40W): 2010 – 2011 гг;
- RAV4 (CA50W): 2011 г – настоящее время.
Каждая модификация отличается от предыдущей не только экстерьером, интерьером, но и техническими характеристиками, оснащением, компоновкой.
Понятие разболтовки
Термин описывает диаметр окружности, на которой расположены отверстия под болты или шпильки, необходимые для крепления колесного диска на ступице. Производителем установлены допуски на габариты каналов в нем, которые компенсируются конической поверхностью на фиксирующих элементах.
При нарушении параметра колесо невозможно установить на автомобиль. Из-за изменения центровки возникает биение диска при движении, вызывающее вибрации и разрушающее ступичные подшипники и элементы подвески, а также ухудшающее управляемость кроссовера.
Особенности параметров
Помимо разболтовки (обозначается в каталогах как PCD, или Pitch Circle Diameter) при подборе компонентов для сборки колеса необходимо учитывать:
- внешний диаметр обода, определяющий размерность шины;
- ширину обода;
- вылет (зазор между вертикальной плоскостью симметрии колеса и линией внешней поверхности кромки ступицы);
- диаметр отверстия DIA, определяющего центрирование диска при установке на ступицу.
В маркировке колесных дисков может присутствовать дополнительная информация. Например, ряд производителей кодирует буквами латинского алфавита конструкцию боковых кромок или указывает на наличие на ободе кольцевых хампов. Параметры не влияют на характеристики и не учитываются при подборе колесного диска.
Важность соответствия параметров разболтовки шин для автомобиля Toyota RAV4
При нарушении заводских требований возникает биение колеса, что приводит к вибрации автомобиля при движении, ухудшает управляемость и быстро выводит из строя детали подвески. Шина испытывает чрезмерные нагрузки, протектор изнашивается в несколько раз быстрее, чем при стандартных условиях эксплуатации. При использовании запасных частей с увеличенным значением DIA допускается применение переходников из пластика или алюминия, компенсирующих разницу размеров и не допускающих нарушения центровки.
Диски и шины, которые устанавливались на различные кузова и комплектации
Начиная с поколения XA10, представленного в 1994 г., на кроссоверах использовались стальные или литые диски диаметром не менее 16″. Производитель поставлял автомобили с шинами разных марок, рассчитанными на эксплуатацию по дорогам с твердым покрытием. На центральной стойке кузова машины имеется этикетка, на которой указаны допустимые размеры колес и значение давления в шинах в зависимости от нагрузки.
Информация указана и в заводской инструкции по эксплуатации, приложенной к каждому кроссоверу.
Первое поколение
На XA10, предлагавшихся с 1994 по 2000 гг., использовались 5 шпилек с резьбой М12х1,5 мм, равномерно установленных на окружности диаметром 114,3 мм. Вылет ЕТ45, размер обода 6.5Jx16 (допускается использование деталей с 7.0Jx16), диаметр направляющего отверстия 60,1 мм. Габариты не зависели от типа кузова и мощности двигателя. Производитель предписывал использование покрышек размерностью 215/70 R16 с рабочим давлением 1,8 атм., применять другие шины не рекомендовалось.
Второе поколение
На машинах генерации XA20 использовались стальные диски с пластиковыми колпаками либо изделия, отлитые из алюминиевого сплава (дизайн рисунка отличался от использовавшегося на XA10). Завод ставил колеса с шириной обода 6.5Jx16 и 7.0Jx16 и вылетом ЕТ45. Допустимая размерность шины выросла до 235/60 R16 (давление – от 1,8 до 2 атм.). Увеличение ширины положительно повлияло на устойчивость и стабильность траектории при движении по загородным шоссе. Значение PCD и способ крепления колес к ступицам не изменились по сравнению с первой генерацией кроссовера.
Третье поколение
В 2005 г. началось производство поколения XA30. Базовые машины шли со стальными дисками диаметром 16″, оснащенными декоративными колпаками с эмблемой изготовителя. Ширина обода составляла 6.5Jх16 при вылете ЕТ45. Производитель устанавливал покрышки размерностью 215/70 R16, работающие при давлении воздуха до 2,2 атм.
На части версий ставились колеса из алюминиевого слава. Встречались изделия с шириной обода 6.5Jx17 и 7.0Jx17, рассчитанные на покрышки стандарта 225/65 R17 (рабочее давление – 2,2 атм.). Размерность колесных дисков и шин не изменилась после проведения рестайлингов в 2008 и 2010 гг.
Параметр PCD и вылет остались на прежнем уровне (5х114,3 мм и ЕТ45 соответственно)
Четвертое поколение
Поколение XA40 появилось в 2012 г. и оснащалось стальными либо литыми колесными дисками с шириной обода 7.0Jx17. Устанавливались покрышки размерностью 225/65 R17, обеспечивавшие хороший уровень комфорта и динамики. Также встречаются автомобили, оборудованные дисками с шириной обода 7.5Jx18 и вылетом ЕТ39, рассчитанные на покрышки размерностью 235/55 R18.
После модернизации RAV4 в 2015 г. изменился дизайн дисков и декоративных колпаков, но геометрические размеры остались прежними. Колеса крепились на 5 шпильках, расположенных на окружности диаметром 114,3 мм. Производитель допускает применение шин 225/60 R18. Установка покрышек с шириной беговой дорожки более 235 мм без модернизации ходовой части невозможна.
Пятое поколение
В базовое оборудование кроссоверов поколения XA50, представленного в 2021 г., входят алюминиевые диски 7Jx17 с вылетом ET39 и шинами размерностью 225/65 R17. На улучшенных модификациях встречаются колеса с измененным дизайном и покрышками 225/60 R18 либо 235/55 R19 (ширина обода – 7.0Jx18 и 7.5Jx19 соответственно, вылет – ET40). За счет уменьшения высоты профиля сохраняется диаметр колеса, что обеспечивает стабильность дорожного просвета.
Для рынка США предлагается версия с дисками 8Jx20 ET40 и шинами 245/45 R20. Все колеса имеют сверловку 5х114,3 мм.
Лучшие не шипованные зимние шины на Тойота Рав 4
Для больших городов и южных регионов зимой лучше использовать фрикционные шины.
На чистых дорогах без снега и наледи их применение более оправдано.
В наш рейтинг вошли 4 липучки для Toyota RAV4.
Yokohama iceGUARD SUV G075
Описание шины. Шины изначально были сконструированы для автомобилей класса SUV.
Отличаются симметричным, направленного вида рисунком. Беговая часть нарезана V-образными блоками.
Каналы зигзагообразные для улучшения сцепных свойств на влажном асфальте. Центральную часть занимает широкое ребро.
Его роль – увеличение управляемости на льду и плотном снегу. Количество ламелей увеличено. Благодаря этому число кромок становится очень большим, что улучшает сцепление с асфальтом, льдом, обеспечивает проходимость по снегу.
3D форма ламелей направлена на улучшение маневренности. Рисунок протектора сделан с расчетом на универсальность и уверенное поведение на любом типе поверхности.
Резина протектора с микропузырьками, высушивающими как губка влажную поверхность. Это исключает скольжение.
Мягкие, но прочные и не боящиеся повреждения боковины делают поездку комфортабельной.
Плюсы Yokohama iceGUARD SUV G075
- Тихие.
- Высокая управляемость.
- Мягкие.
- Устойчивые на льду.
- Хорошее сцепление с трассой.
- Высокое сопротивление аквапланированию.
- Идут по глубокому снегу.
Минусы Yokohama iceGUARD SUV G075
- Не обнаружено.
Качественная модель, пригодная для эксплуатации на любых дорогах.
Toyo Observe GSi-6
Описание шины. Специально спроектированы для автомобилей с мощным двигателем. Имеют протектор с направленным симметричным рисунком.
Плечевые зоны образованы сдвоенными блоками. Эти шашки стабилизируют поведение шин на скорости. Блоки протектора имеют увеличенное количество кромок, это сделано специально для лучшего сцепления и проходимости по снегу.
Необычные ламели в виде молнии специально сделаны для лучшего сцепления покрышек во время маневрирования. Спиралевидная нарезка отвечает за усиленное торможения.
Дренажная система отлично развита. Емкие канавки эффективно выдавливают воду из зоны контакта, исключая проскальзывание.
В компаунд добавлены полимеры и силика. Как результат – шины сохраняют стабильную эластичность при теплой погоде и в морозы.
Дробленая скорлупа орехов делает протектор шершавым. Боковины эластичные, стабильно мягкие.
Плюсы Toyo Observe GSi-6
- Тихие.
- Мягкие.
- Хорошо держат на льду.
- Высокое сцепление с любой поверхностью.
- Поведение хорош прогнозируется.
- Высокая проходимость по снегу.
Минусы Toyo Observe GSi-6
- Не лучшая балансировка.
GOODYEAR Ultra Grip Ice 2
Описание шины. Модель с направленным, симметричным рисунком в виде крыльев чайки.
Производятся шины под реалии Северной Америки, поэтому на гордое название «криоадаптивные» не стоит обращать внимание.
На самом деле они рассчитаны на применение при температурах воздуха не ниже — 25⁰С. Для американцев это критически сильный мороз.
В России это значит, что покрышки пойдут для европейской части страны, где морозы сильнее — 25⁰С редки. В Сибири и на Дальнем Востоке лучше подобрать другую модель.
Блоки протектора стреловидные, прорезанные тонкими ламелями. Кромки длинные, расположены под углом к перпендикуляру колеса. Такой «тракторный» узор хорош для увеличения тяги и сцепления. Крупные плечевые шашки улучшают проходимость по снегу.
Широкие каналы хорошо отводят воду и шугу, очищаются от снега. Боковины эластичные и мягкие. Однако слишком тонкие, требуют осторожности при парковке.
Плюсы GOODYEAR Ultra Grip Ice 2
- Износостойкие.
- Не шумные.
- Высокое сцепление.
- Хорошая проходимость в снегу.
- Мягкие.
Минусы GOODYEAR Ultra Grip Ice 2
- Тонкие боковины.
Размеры штатных дисков
Основные характеристики заводских дисков для Toyota RAV4:
- диаметр – от 16 до 20″ с шагом 1″;
- сверловка – 5х114,3 мм;
- диаметр центрального отверстия – 60,1 мм;
- вылет – от ЕТ39 до ЕТ45.
Базовые штатные детали изготовлены из стального листа с поверхностным напылением для защиты от коррозии, отличаются высокой прочностью и комплектуются колпаками для улучшения внешнего восприятия и снижения аэродинамических помех. На усовершенствованных модификациях применяются диски, изготовленные из алюминиевого сплава по технологии литья под высоким давлением. Их поверхность покрыта слоем лака, который разъедается реагентами. Для центрального отверстия предусмотрены пластиковые крышки. Они меньше весят, но легко повреждаются о дорожные неровности.
Для Toyota RAV4 применяются диски с поверхностным напылением.
Модификации
Первый автомобиль был выпущен в далеком 1994 году. За 16 лет на рынке версия РАВ 4 преодолела 5 поколений выпуска:
- Для первого поколения требуется устанавливать только 16-ти дюймовые варианты колес.
- С 2001 года вышло второе поколение, которое требует установки 17-ти дюймовых моделей. Также в 2005 году добавились новые вариации с 18-ти дюймовыми колесными установками.
- Для 3 и 4 поколения максимальный диаметр составляет 18 дюймов.
- В 2021 году компания выпустила пятое поколение, для которого требуются диски только с радиусом 19 дюймов.
Для всех поколений применяются диски типов:
- Штампованные – наиболее популярная версия, которая установлена в оригинальной версии кроссовера. Их легко восстановить после деформации, они практически не трескаются. Изготовляют такую формацию из высокопрочной стали. Имеется и недостаток – высокая масса конструкции. Внешний вид также не впечатляет, но на них дополнительно устанавливают колпаки.
- Литые – изготавливают из сплава легких металлов методом литья. Легче чем штампованные версии. Восстановлению после деформаций или расколов не подлежат. Внешне выглядят привлекательнее за счет технологии производства, которая позволяет изготовить любую форму на заказ. Благодаря материалам теплопроводного типа повышается охлаждение системы. Стоимость выше, чем у первого типа.
- Кованные – отличаются легкостью и прочностью. Выполнены из легкосплавных металлов. При попадании в яму не треснет, однако энергия от удара перейдет в подвеску автомобиля. К сожалению, конфигурация при выборе ограничена технологией производства.
Стандартная версия РАВ 4 оснащена штампованными дисками повышенной прочности. Однако в зависимости от целей водителя диски меняются на прочие варианты.
Параметры штатных гаек
Для крепления колес на RAV4 использованы шпильки, установленные на шлицах в корпусе ступицы. Независимо от поколения применяются глухие 6-гранные гайки из углеродистой стали с поверхностным напылением для защиты от коррозии. Имеется конусная направляющая юбка, размер резьбы которой – М12х1,5 мм. При установке колес гайки следует наворачивать на 2-3 витка резьбы вручную, а затем затягивать с моментом 100 Н*м электрическим или пневматическим инструментом. При ее перекосе гайку закусывает, а при попытке ее открутить происходит обрыв шпильки.
При установке диска на ступицу необходимо контролировать надежность крепления. При слабо затянутых гайках колесо болтается в пределах нескольких десятых миллиметра, что приводит к повреждению направляющих поверхностей отверстий. Восстановить конструкцию невозможно, владельцу автомобиля приходится приобретать новый диск или менять весь комплект.
Какие нештатные размеры можно поставить
Желательно не устанавливать колеса диаметром более 19 дюймов. В некоторых случаях, их толщина профиля сравнительно невелика, можно использовать колеса диаметром 20 дюймов. Но подобное является скорее исключением. Далеко не все покрышки такого размера подойдут. Максимальная ширина профиля – 235 мм. Высота – не более 75. При больших размерах колесо уже начинает тереть подкрылок.
Колеса большего диаметра устанавливаются для решения множества различных задач. В первую очередь – таким образом владелец транспортного средства пытается сделать внешний вид автомобиля более стильным, привлекательным. Но существует и практическая польза. Устанавливая шины с высоким протектором возможно немного увеличить клиренс транспортного средства. Что особенно важно для внедорожника передвигающегося по сельской местности и дорожному полотну низкого качества.
Ещё один плюс широкой резины – улучшение сцепления с дорогой. Это помогает:
- во время гололеда;
- на поворотах.
В последнем случае машина на порядок лучше управляется, вероятность ухода в занос снижается почти до нуля. Тем не менее широкий профиль предполагает большие затраты на бензин. Габаритная резина обойдется на порядок дороже. Причем разница в цене на позиции одного класса (даже одного бренда), но с отличием в диаметре в пару дюймов составит примерно 2-3 тыс. рублей. Потому прежде, чем приобретать такового типа резину, нужно хорошо все взвесить.
Альтернативные варианты дисков для Тойоты РАВ4: минимально и максимально возможные параметры
Минимальный диаметр обода штатного колеса для RAV4 составляет 16″. При увеличении параметра следует использовать шины с уменьшенной высотой профиля. Одновременно необходимо учитывать ширину протектора покрышки, которая станет задевать за элементы кузова и подвески. Снижение профиля приводит к улучшению управляемости, но одновременно увеличивается риск повреждения шины при ударе о кромку ямы. Теоретически на RAV4 можно установить диски диаметром до 20″, имеющие PCD 5х114,3 мм и центральное отверстие в 60,1 мм.
Вылет можно варьировать в пределах от 30 до 45 мм при ширине обода не более 7,5″. При дальнейшем расширении параметр DIA выходит за допустимые пределы. Применение регулировочных шайб, расположенных между ступицей и диском, позволяет довести показатель DIA до заводских требований. Но увеличение колеи повышает нагрузку на ступичные подшипники и нарушает распределение сил в подвеске, что приводит к ускоренному износу ходовой части автомобиля.
При покупке алюминиевых дисков следует проверять маркировку, которая наносится в заводских условиях на внутреннюю часть обода. Сверлить новые отверстия в соответствии с PCD 5х114,3 мм запрещено, поскольку дополнительные каналы снижают прочность отливки. Бюджетные алюминиевые изделия китайского производства не отличаются высоким качеством и трескаются при ударных нагрузках. Следует приобретать или оригинальные диски, или продукцию крупных производителей, прошедшую цикл испытаний и получившую сертификат соответствия.
Лучшие всесезонные шины Тойота Рав 4
Всесезонные шины на кроссовере могут применяться в крупных городах, также в южных регионах страны.
В других местах пользоваться ими затруднительно, но они позволяют сдвинуть время замены покрышек, переходя на зимние уже после заморозков.
В обзоре представлено 3 модели.
Bridgestone Dueler A/T 001
Описание шины. Качественные шины с симметричным рисунком протектора от японского бренда.
Позиционируются они для передвижения в городе, но позволяют выбираться за город, туда, в места с бездорожьем, преодолевать грунтовку, грязь, песок.
Но все же это шины для асфальта. Катят они по нему почти бесшумно на любой скорости. За отвод воды отвечают 3 продольных канала.
Даже при езде по лужам вход аквапланирование почти исключен. Каналы имеют зизгагообразные края. Их назначение – улучшение сцепления при передвижении на грунтовке, заснеженном покрытии.
Протектор позволяет преодолевать незначительную грязь, но недолго. Проблема в плохой самоочистке протектора – шина быстро начинает пробуксовывать.
Протектор износостойкий. Боковины эластичные, хорошо поглощают толчки от ухабов.
Плюсы Bridgestone Dueler A/T 001
- Мягкие.
- Тихие.
- Износостойкие.
- Отличное сцепление на асфальте.
- Хорошо идут по грунтовке.
- Устойчивые.
- Хорошее управление.
Минусы Bridgestone Dueler A/T 001
- Плохая самоочистка от грязи.
Шины для езды в городе, но позволяющие выбираться за него.
GOODYEAR Vector 4Seasons
Описание шины. Шины предназначены для использования на хороших трассах. Рисунок протектора в виде папоротника, он симметричный, направленного вида.
В центре протектора находится продольный канал, от которого расходятся широкие канавки, делящие поверхность на V-образные чайки.
Такой же рисунок имеют канавки, идущие с противоположным наклоном от центра, но более узкие. Блоки, разрезанные разнонаправленными каналами, получаются неправильной ромбовидной формы.
Их много, что увеличивает количество кромок сцепления. Разветвленная система дренажа легко справляется даже с большими объемами воды и слякоти. Если машина влетает в лужу, то шины поднимают целые фонтаны воды.
Ламели так называемые вафельные. Они смыкаются друг с другом, фиксируясь открытыми. С учетом того, что они разнонаправленные, сцепление со льдом или укатанным снегом улучшается. Также ламели хорошо работают на мокром асфальте.
Протектор износостойкий. Компаунд содержит полимеры, снижающий сопротивление качения, что способствует топливной экономичности.
Плюсы GOODYEAR Vector 4Seasons
- Тихие.
- Износостойкие.
- Хорошо идет по неглубокому снегу и грязи.
- Обеспечивают комфорт.
- Курсовая устойчивость достойная.
- Хорошо поглощают небольшие ухабы.
- Прочные.
- Колеи не боятся.
Минусы GOODYEAR Vector 4Seasons
- Не обнаружено.
Continental AllSeasonContact
Описание шины. Модель с протектором, имеющий симметричный, направленный рисунок.
Покрышки разрабатывались изначально с прицелом на климат, господствующий в центре и на западе Европы.
Поэтому для России на Continental AllSeasonContact можно ездить максимально до температур -5-10⁰С. Впрочем, в Краснодарском или Ставропольском крае этого хватит действительно для круглогодичной эксплуатации.
В компаунд добавлено много силики с расчетом на сохранение оптимальной эластичности при любых колебаниях температуры. Также понижается сопротивление качению благодаря такому составу.
Дополнительно топливной экономичности помогает наличие жесткого брекера, предохраняющего шину от деформации, оптимизированная конструкция боковин, жесткий обод.
Рисунок протектора развитый, благодаря чему машина получает хорошую проходимость по рыхлому снегу и неглубокой грязи. Блоки плечевой зоны мощные, повышают тягово-сцепные характеристики.
Плюсы Continental AllSeasonContact
- Резкое торможение.
- Тихие.
- Мягкая резина.
- Не боятся попадания в глубокую колею.
- Экономичные.
- Проходимые по незначительному бездорожью, снегу.
Минусы Continental AllSeasonContact
- Протектор ловит камешки.