Когда Toyota представила RAV4 (автомобиль с полным приводом) в 1994 году, она фактически изобрела компактный внедорожник. И японский автогигант, вероятно, не понимал, каким феноменом станет этот автомобиль.
Более двух десятилетий спустя большинство автопроизводителей имеют небольшой внедорожник в своем модельном ряду: некоторые даже несколько. Между тем Toyota сейчас находится на четвертой итерации своего RAV4, и автомобиль стал более роскошным и просторным, чем когда-либо. До сих пор он также доказывает свою надежность, как и следовало ожидать от производителя, известного своей надежностью.
RAV4 не является лидером класса, но это все еще сильный выбор во многих отношениях с пятилетней гарантией.
Модели в обзоре
Toyota RAV4 впервые поступила в продажу в 1994 году и сейчас находится в своем четвертом поколении. Мы фокусируемся на Mk3, который был в производстве с 2006 по 2012 год, и последней модели Mk4 в этом обзоре.
- * Toyota RAV4 Mk3 (2006-2012) — давно зарекомендовавший себя внедорожник все еще является прекрасной подержанной покупкой
- * Toyota RAV4 Mk4 (2013 — настоящее время) — последняя версия оригинального компактного внедорожника, высоко оцененная по надежности и качеству
История
Четвертое поколение RAV4 достигло шоу-румов в марте 2013 года. На старте был выбор из бензинового двигателя 2,0 и 2,2-литровыми дизелями D-4D. Покупатели получили выбор между Active, Icon и Invincible trims, но с января 2015-го года появилось и бизнес-версия, основанная на Active.
Изначально 2.0 D-4D выпускался только с передним приводом, а с января 2014-го года появился и полный привод. В то же время Icon и Invincible получили дополнительный комплект и дополнительные системы помощи водителю.
Рестайлинг в декабре 2015-го года принес новый 2,0-литровый дизельный двигатель, внешний дизайн и капитальный изменения салона, а отделка Excel заменила Invincible. Месяц спустя появился гибрид RAV4, сочетающий 2,5-литровый бензиновый двигатель с электрическим двигателем.
Трансмиссия
Toyota RAV4 третьего поколения получил новую электронную систему межосевого распределения крутящего момента Active Torque Control 4WD (ATC), которая оптимально распределяет крутящий момент между осями, чем улучшает устойчивость автомобиля. ATC позволяет перераспределять момент между передними и задними колесами в соотношении от 100:0 до 55:45. Хотя водитель сам может зафиксировать распределение в пропорции 55:45 с помощью клавиши 4WD Lock на панели приборов. Система VSC по своей сути уникальна. Она вместе с активным рулевым управлением корректирует траекторию движения, причем не только подтормаживая какое-либо колесо, но еще и подруливая для предотвращения заноса.
Какой из них выгоднее купить?
Все бензиновые модели имеют полный привод и автоматическую коробку передач, в то время как 2,2-литровые дизельные RAV4 имеют полный привод, но есть выбор ручной или автоматической коробки передач. Все гибриды являются только на автоматах, а дизель 2.0 получает механическую коробку передач, но поставляется с выбором переднего или полного привода.
Toyota не скупится на стандартное оснащение: даже активный автомобиль начального уровня оснащен 17-дюймовыми легкосплавными дисками, Bluetooth,кондиционером, защитным стеклом и зеркалами с подогревом.
Icon также имеет электропривод багажника, 18-дюймовые колесные диски, сенсорный мультимедийный экран, складные дверные зеркала, круиз-контроль, спортивные сиденья и автоматические дворники. Invincible spec добавляет кожаную отделку, подогрев передних сидений, задние датчики парковки и бесключевой доступ.
Итог
Первые ощущения после небольшой поездки на RAV4: послушный, достаточно динамичный и совсем легковой современный «паркетник» для любителей не только активного отдыха, но и активной езды.
Павел ДРУЗИН. Фото Анатолия ГОРНОСТАЛЕВА
наверх
Японский
автобренд Toyota произошел от фамилии основателя компании – Тойода. История фирмы началась вовсе не с производства автомобилей, а с выпуска… механических ткацких станков. Но в 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works открылся автомобильный департамент. В итоге автомобилестроение взяло верх над текстильной промышленностью, и компания всерьез занялась работой над автомобилями. Кстати, существует еще две версии о происхождении названия Toyota. По первой, это слово, сложенное из двух слогов «тойо» и «та», буквально означает изобилие риса. Вторая версия гласит, что первый слог «тойо» переводится как урожай, а второй «да» как поле, что вместе составляет словосочетание обильное или урожайное поле.
Что же касается названия модели RAV4, то оно является аббревиатурой от английской фразы, которая расшифровывается как Recreational Activity Vehicle, 4-wheel drive, а переводится как развлекательный активный автомобиль с полным приводом. Также словосочетание recreational vehicles в вольном переводе может означать что-то вроде автомобиль для отдыха. Кстати, дебют первой версии автомобиля RAV4 состоялся на Женевском автосалоне в 1994 году. Вскоре началось его серийное производство. Любопытно, что RAV4 в Японии назывался совсем иначе – Fun Cruiser. Слово fun с английского языка переводится как шутка, веселье, забава, а также шутить.
А вот слово cruiser в английском языке означает: — крейсер; — комфортабельный катер; — человек, отправляющийся в круиз; — самолет или космический корабль (в научной фантастике); — полицейская машина, патрулирующая улицы.
С французского языка cruiser переводится как небольшая яхта, а с итальянского – спортивно-прогулочное судно. Так, название Fun Cruiser можно расшифровать по-разному, к примеру, шуточный катер или же забавная яхта.
Алина ФИНЦ. По материалам российской прессы
наверх
Альтернативы Toyota RAV4 Mk4
Audi Q3 и Volkswagen Tiguan находятся на более дорогом конце спектра и очень производительны, качественно собраны и поставляются с отличными двигателями. С точки зрения удовольствия от вождения, качества сборки, стандартного оборудования и хорошего стиля вам придется пройти долгий путь, чтобы превзойти Mazda CX-5. Этот автомобиль также имеет отличные показатели надежности.
Ford Kuga также динамично совершенствуется и имеет достойную стоимость, плюс есть много вариантов на выбор, многие из которых являются топовыми образцами.
На что обращать внимание:
Интерьер
Салон является победителем с точки зрения практичности, так как сиденья удобные и есть много места спереди и сзади. Но дизайн приборной панели не соответствует запрашиваемой цене Toyota: он выглядит немного устаревшим, а некоторые пластмассы кажутся разочаровывающие хрупкими. Однако объем багажника составляет 547 литров, или 501 литр для гибридных моделей.
Давление в шинах
Проблемы с дисплеем контроля давления в шинах обычно возникают из-за того, что система не была настроена должным образом после установки новых шин.
Осветительные устройства
Некоторое количество конденсата может образоваться внутри фар, но оно должно исчезнуть очень скоро после включения фар.
Посторонние шумы и вибрации
Некоторые владельцы сообщают о грохоте и вибрациях, причиной которых кажется неисправный маховик двойной массы, но обычно это просто выхлопная труба или крышка коллектора.
Запасное колесо
Комплект для ремонта шин был предложен только при запуске, но Toyota изменила его для экономии места после обратной связи с клиентами, поэтому обязательно проверяйте любую потенциальную покупку.
Серьезный и вместительный
RAV4 часто называют женской машиной, скорее всего, из-за небольших размеров и своеобразной внешности. Но наш сегодняшний гость далеко не маленький, да и выглядит вполне серьезно. Современный дизайн, сочетающий рубленные угловатые формы с плавными обводами, целеустремленный взгляд фар, пластиковый обвес, четыре полноценных двери и корма с запаской придают солидность внешности RAV4. Игрушечность предыдущих моделей исчезла, зато теперь назвать его чисто женским не получается. Да и вместимость салона вполне приличная – пятеро, даже с небольшим багажом, поместятся легко.
Эксплуатационные расходы
Все RAV4 должны обслуживаться каждые 12 месяцев или 16 000 км для частных владельцев. Первый осмотр обойдется в 18 000 рублей, а после него услуги будут чередоваться между второстепенными и основными по цене 33 000 и 39 000 рублей, что конечно дороговато (цены официальных дилеров)
Однако, когда эти автомобили достигают пятилетнего возраста, они имеют право на обслуживание по сниженной цене, а стоимость обслуживания снижается до 10 000 и 18 000 рублей соответственно. Тормозная жидкость должна заменяться каждые два года, а охлаждающая жидкость должна заменяться после 160 000 км, а затем каждые 80 000 км: и то, и другое включено в соответствующее основное ТО. К счастью, здесь нет кембелтов (ремней ГРМ), о которых можно было бы беспокоиться.
Отзывы автомобилей
Toyota имеет непревзойденную репутацию производителя надежных автомобилей, и нынешний RAV4 доказал это. С тех пор как эта версия компактного внедорожника появилась весной 2013-го года, несколько Toyota были отозваны, но большинство из них-автомобили, построенные десятилетием ранее. Всего за все четыре поколения RAV4 было выпущено девять отзывов.
Потенциальные сбои включали повреждение шин и неисправности подушек безопасности, а также проблему с педалью акселератора, которая затронула линейку Toyota в 2010-м году. Но рекорд последней машины незапятнан.
История
RAV4 Mk3 попал к дилерам в феврале 2006-го года в форме 2.0 VVT-i (бензин) или 2.2 D-4D (дизель). Бензиновый двигатель предлагался с пятиступенчатой механической или четырехступенчатой автоматической коробкой передач, дизель выпускался в вариантах 140 (134 л. с.) или 180 (175 л. с.), оба с шестиступенчатой механической коробкой передач. Высокоспециализированная версия XT-R появилась в январе 2008-го года, за шесть месяцев до появления спортивного 2.2 D-4D SR180. С сентября 2009-го года двигатель 2.2 D-4D получил автоматическую коробку опционально плюс наддув до 148 л. с., в то время как 2.0 VVT-i был заменен более эффективным 2.0 Valvematic блоком, предлагаемым в 4WD CVT или FWD ручной форме.
Рестайлинг в 2010-м году принес изменения в стиле, и варианты отделки были сокращены только до XT-R и SR, с дополнительным комплектом для первого.
Двигатель
Toyota RAV4 оснащен бензиновым силовым агрегатом объемом 2.4 литра с системой изменения фаз газораспределения VVT-i, которым комплектуются модели Camry и Avensis. Этот мотор уже успел зарекомендовать себя как достаточно надежный и неприхотливый. До капитального ремонта он способен исправно прослужить до полумиллиона километров. Газораспределительный механизм приводится в действие цепью, ресурс которой составляет более 300 тысяч км пробега. Регулировка зазоров клапанов может потребоваться лишь после 200 тысяч км пробега.
Иридиевые свечи зажигания служат 15-25 тысяч км, несвоевременная их замена грозит тем, что из строя может выйти модуль зажигания. Топливный и воздушный фильтры необходимо менять через каждые 15-20 тысяч км пробега. Каждые 40 тысяч км рекомендуется промывать форсунки. При пробеге 100 тысяч км необходимо проверить состояние приводного ремня.
Какой из них выгодней купить?
Toyota предложила этот RAV4 только как пятидверный, и большинство покупателей выбрали дизель 2.2. Этот мускулистый, экономичный двигатель обеспечивает возможность буксировки и хорошие крейсерские качества, с которыми бензиновые агрегаты не могут сравниться, но в целом он не так надежен. Механическая коробка передач приятнее в использовании, чем вариатор V-matic, хотя обычный автомат (2.0 VVT-i и 2.2 D-CAT) в порядке.
Все RAV4 получают литые диски, зеркала с подогревом, кондиционер, электрические стеклоподъемники и CD/тюнер. Отделка XT4 добавляет электрический люк в крыше, двухзонный климат-контроль, многофункциональное рулевое колесо и кожаную отделку, в то время как XT5 также имеет спутниковую навигацию, круиз-контроль, автоматические фары и дворники плюс обогрев передних сидений. Модельный ряд t180 имеет более спортивную отделку с низкопрофильной резиной и 18-дюймовыми дисками, поэтому он ездит более жестко, чем меньшие выпуски.
Легковой
Разгоняется RAV4 активно, двигатель с регулируемыми фазами газораспределения VVT-i охотно крутится до 6 300 об/мин, а «автомат» мягко и быстро перебирает передачи. Но это если утопить педаль в пол. В штатных режимах мотор раскручивается максимум до трех тысяч, обеспечивая ровный и размеренный разгон – для городского потока то что надо. Управляется RAV4 как обычный легковой автомобиль, прекрасно настроенное шасси позволяет уверенно держать курс даже на высокой скорости, да и в крутые повороты он заныривает легко и без пугающих кренов. Плавность хода явно принесена в жертву управляемости. Профиль дороги слишком подробно передается на кузов. С этим можно бороться только с помощью педали акселератора: либо, слегка надавив на нее, ехать медленно, наслаждаясь тишиной и комфортом, либо хорошенько добавить газу – на высокой скорости жесткая подвеска надежно удерживает кузов от раскачки, не замечая мелких выбоин и стыков асфальта.
К тормозам никаких претензий – информативная педаль позволяет безошибочно дозировать замедление. Мощный гидроусилитель делает баранку очень легкой – на месте можно крутить одним пальцем, да и в движении не особо напрягаться. Шумоизоляция салона на довольно хорошем уровне: мотор слышно только при резвом разгоне, работа подвески в салон передается только на серьезных неровностях, пластиковых скрипов пока нет.
Альтернативы Toyota RAV4 Mk3
Qashqai стал невероятным успехом для Nissan благодаря своей надежности, легкости вождения и удобству в использовании. Если вам нужно что-то большее, просто посмотрите на Nissan X-Trail. Другие внедорожники, которые вы можно рассмотреть, включают Honda CR-V. Ford Kuga — это больше удовольствия от вождения, и это ценная подержанная покупка.
VW Tiguan эффективный и очень способный. Кроме того, часто упускаемый из виду Volvo XC60 стоит того, чтобы взглянуть на него, так как он безопасен, стильный и хорошо оборудован. Наконец, не забудьте про Land Rover Freelander 2. Хотя он не имеет лучших показателей надежности, он предлагает сильный имидж и превосходен на бездорожье.
Предисловие
Как правило, от RAV4 владельцы не хотят избавляться, пока он не доставляет хлопот, а при нормальной эксплуатации внеплановые заезды на сервис практически исключены. Зато место под солнцем на торговых площадках занимают «убитые» машины – аварийные или вконец заезженные «рафики». Поэтому диагностика перед покупкой не просто желательна – она крайне необходима!
На рынке представлено очень много «Рафиков» из США и Канады. Машины с американской родословной хоть и дешевле, но среди них много откровенного хлама. Из десяти экземпляров достойных будет максимум три. Но только по этой причине сразу ставить крест на янки не стоит. Совет здесь все тот же – тщательный осмотр и диагностика.
На что обращать внимание:
Рулевое управление
Лязганье рулевого управления наводит на мысль об изношенном промежуточном валу. Однако это также может быть слегка ослабленная колесная гайка.
Прокладки ГБЦ
Прокладки под головкой блока цилиндров могут выйти из строя на дизельном двигателе, поэтому проверьте наличие осечек с признаками белой эмульсии на нижней стороне крышки маслоналивной горловины.
Расход масла
Расход масла может быть очень высоким, прежде чем Toyota скажет, что есть неисправность с двигателем – допустимо до одного литра каждые 1600 км.
Фары
Многие владельцы не впечатлены стандартными фарами.
Интерьер
Там достаточно места для четверых (пятерых, если дети сидят сзади), а передние сиденья хорошо поддерживают и имеют большое количество регулировок. Рулевая колонка также настраивается под водителя, а задние сиденья складываются плоско, чтобы создать равномерный грузовой отсек. Объем багажника составляет 586 литров при поднятых сиденьях или 1469 литров в сложенном состоянии.
Кремовая кожа и жесткий пластик
Интерьер под стать внешности ультрасовременен: сочетание кремовой кожи с темно-серым пластиком и вставками под алюминий смотрится довольно симпатично и интересно, особенно двухэтажная передняя панель. Разочаровало лишь качество пластика: кажущийся мягким и благородным на самом деле он жесткий, а если постучать по нему – еще и звонкий.
Пользоваться оборудованием, размещенным на ступеньках центральной консоли, легко и удобно. Вверху расположена аудиосистема, ниже – блок управления климат-контролем с раздельными регулировками температуры для водителя и пассажира. Справа от руля – кнопка блокировки межосевой муфты, в самом низу, около рычага «автомата», есть пара подстаканников, ниша для мелочевки и кнопки подогрева сидений. Между сиденьями находится бокс-подлокотник и клавиши регулировки зеркал. В распоряжении переднего пассажира два бардачка: нижний – стандартный с откидной крышкой, верхний – небольшая полочка, закрывающаяся сдвижной панелью.
Оптитронный щиток приборов имеет три колодца, в центральном находится спидометр и дисплей бортового компьютера, в левом – тахометр, в правом – указатели температуры и уровня топлива. Белая оцифровка и рубиновые стрелки отлично видны при любом освещении. Как и любой кроссовер, RAV4 выше обычного седана, но проблем с посадкой не возникает – низкие пороги обеспечивают беспрепятственный доступ в салон. Передние кресла удобные, с хорошей боковой поддержкой, водительское, кстати, регулируется с помощью сервоприводов, ну а пассажиру придется поработать рычажками. Рулевая колонка тоже имеет регулировки – по вылету и углу наклона. На левой спице руля находятся кнопки управления аудиосистемой, так что музыкой можно управлять одной левой. Задние кресла оснащены регулировками по длине и углу наклона спинок. Сдвинув кресло вперед, можно увеличить объем багажника, а если откинуть подлокотник, можно перевозить длинномер, например лыжи.
Эксплуатационные расходы
Все RAV4 нуждаются в некотором техническом обслуживании каждые 12 месяцев или 16 000 км, причем услуги обычно чередуются между второстепенными и основными. Однако существует также крупное ТО+ каждые четыре, шесть или восемь лет, в зависимости от спецификации. Незначительное ТО будет стоить 14 000 рублей, крупное — 23 000 рублей и крупное ТО+ — 29 000 рублей, дилеры могут взимать меньше, если конечно захотят.
Поскольку все двигатели RAV4 имеют цепной привод ГРМ, заменять их не нужно. Однако тормозная жидкость должна обновляться каждые два года по цене 3 000 рублей, а кондиционер должен обслуживаться каждый год по цене 1 500 рублей: рекомендуется полная перезаправка кондиционера каждые два года по цене 6 000 рублей. Новая охлаждающая жидкость требуется каждые 10 лет по цене 8 000 рублей.
Отзывы автомобилей
Было четыре отзыва Mk3, первый — в феврале 2010-го года. Автомобили с февраля 2009-го по январь 2010-го года могли страдать от того, что педаль газа не возвращалась на холостой ход: однако аварий не было. Некоторые RAV4 до августа 2010-го года имели неисправный рычаг задней подвески: Toyota отозвала их в сентябре 2012-го года. Короткое замыкание оконного выключателя в сентябре 2006-го -декабре 2008-го годов привело к отзыву автомобилей в октябре 2012-го года. Самая последняя кампания произошла в апреле 2014-го года: некоторые RAV4, сделанные до ноября 2008-го года, имели неисправные подушки безопасности.