Об авто 1995 года выпуска
Кроссоверы RAV4 первого поколения, получившего код XA10, базировались на оригинальной платформе. При создании шасси использовались компоненты от легковых автомобилей моделей Corolla и Carina. Разработка проекта под кодовым обозначением 153Т велась с 1989 г., в 1991 г. было принято решение о выпуске 3-дверной модификации, через 2 года в линейку кузовов был введен вариант с 5 дверями.
Первой на конвейер попала модификация с укороченным кузовом, с марта 1995 г. стала собираться 5-дверная версия для рынка США, оснащенная фронтальными подушками.
Рестайлинг
В 1997 г. кроссоверы модернизировали. Изменения затронули светотехнику и бамперы, которые немного изменили очертания. В фарах появились отдельные лампы для ближнего и дальнего света, но салон остался неизменным.
РАВ 4 EV с электрическим двигателем
В начале 2000-х гг. в производственной программе появилась версия RAV4 EV с электрическим мотором. Модель продавалась на протяжении 7 месяцев 2002 г. в США на территории штата Калифорния. Емкости батареи NiMH (95 А*ч) хватало на 193 км пути.
Синхронный двигатель с постоянными магнитами имел мощность 50 кВт и развивал момент 190 Н*м. Всего было собрано 1484 экземпляра RAV4 EV первого поколения.
Стоимость автомобиля
В 1997 г. цена нового RAV4 без таможенного оформления в России составляла от 21,5 до 27,4 тыс. долларов. В 2021 г. стать владельцем кроссовера можно за 180-350 тыс. руб., на вторичном рынке встречаются экземпляры как с правым, так и с левым расположением руля. Периодически продаются RAV4 с короткой базой, подготовленные для поездок по тяжелому бездорожью. Установка дополнительного оборудования и окраска кузова специальной эмалью “раптор” доводят цену до 450-500 тыс. руб.
Использование “Раптор”
Дизайн автомобиля
В облике автомобиля прослеживается веяние биодизайна, популярного в первой половине 90-х гг. прошлого столетия. В капоте с интегрированной ячеистой решеткой радиатора были вырезы для фар головного света. На боковой части дверей имелось ребро жесткости, а нижняя часть закрывалась пластиковыми накладками без лакокрасочного покрытия. На распашной крышке багажника крепилось запасное колесо. Помимо версии с металлической крышей, предлагался 3-дверный вариант с мягкой крышей Softtop над задними сиденьями.
Дизайн автомобиля выполнен в стиле 90-х гг. прошлого столетия.
Интерьер и вместительность салона
Внутренняя отделка автомобиля была оригинальной и не перекликалась с дизайном прочих моделей Toyota. Перед водителем находилась массивная панель приборов с центральной секцией, в которой, помимо дефлекторов вентиляции, располагались рычаги управления климатической установкой и гнездо для магнитолы. На версии без подушки безопасности пассажира предусматривались полка для мелких предметов и подстаканник.
Кресла водителя и пассажира могли регулироваться по длине и углу наклона спинки, запас пространства позволял разместиться с комфортом людям высокого роста. Задний диван на 3-дверной версии подходил для подростков, взрослым пассажирам было тесно. Проблема была частично решена на 5-дверной версии с удлиненной базой, но дефицит ширины салона оставался недостатком всего поколения XA10.
Интерьер RAV4 1995 был оригинальным.
Трехдверка
Комплектации Тойоты РАВ 4 1995 года
В базовое оборудование автомобилей входили подушка безопасности в руле и инерционные ремни для водителя и пассажиров. В комбинации приборов предусматривался тахометр и имелся блок контрольных ламп. Штатная магнитола устанавливалась по заказу, но все выпущенные RAV4 имели подготовку под монтаж проигрывателя и громкоговорителей. Помимо базового отопителя с электрическим вентилятором, предлагался кондиционер с ручным управлением. Салон имел тканевую отделку, предусматривалось несколько типов материала, кожа для XA10 не предлагалась.
В стандартное оснащение входили передние дисковые тормоза, сзади использовались барабанные механизмы. Предусматривалась установка системы ABS с электронным распределением баланса. По заказу монтировались электрические стеклоподъемники и зеркала заднего вида с обогревом и дистанционной регулировкой.
Рулевая колонка могла настраиваться только по углу установки, заднее стекло имело дворник.
Комплектации
В стандартное оборудование входили:
- галогенные фары головного света;
- система ABS с электронным распределением усилий;
- задний противотуманный сигнал;
- дополнительный фонарь торможения;
- обогреваемое заднее стекло с системой очистки (только для версий с металлической крышей);
- комбинация приборов с тахометром;
- отопитель с электрическим вентилятором.
Список дополнительного оборудования зависел от региона продажи. Например, в Японии или России предлагались кроссоверы с подушкой безопасности в рулевом колесе. Для Северной Америки обязательно ставилась вторая подушка для пассажира.
SUV 3 дв
Для японского рынка предлагалась опция “свободного выбора” цвета салона и окраски кузова из перечня доступных вариантов. Для других регионов кроссоверы шли с фиксированным сочетанием оттенков. Помимо модификации с жесткой крышей, поставлялись RAV4 с открытой задней частью. На случай плохой погоды салон закрывался брезентовым верхом с целлулоидными окнами, которые быстро мутнели и покрывались царапинами.
Для японского рынка предлагалась версия SUV 3.
SUV 5 дв
Машины отличались улучшенным оснащением, на большинстве экземпляров использовался кондиционер. По заказу устанавливался радиоприемник с проигрывателем CD-дисков и информационным дисплеем. На кроссоверах применялись электрические приводы зеркал и боковых стекол, в багажнике предусматривалась защитная шторка. Центральный замок имел привод от личинки в двери водителя, сигнализацию устанавливали дилеры по запросу клиента.
Версия SUV 5 отличалась улучшенным оснащением.
Технические характеристики автомобиля
Автомобили 1995 модельного года имели несущий кузов, прошедший цикл антикоррозионной обработки. Толстое лакокрасочное покрытие хорошо защищает металл, но на месте сколов или изломов листов после аварии возникают очаги ржавчины. Прочность конструкции соответствовала требованиям безопасности на начало 90-х гг. прошлого столетия, но кузов не обеспечивает хорошей защиты водителя и пассажиров по меркам 2021 г.
Машины оснащались рядным 4-цилиндровым двигателем 3S-FE рабочим объемом 2 л, который развивал от 128 до 135 л. с. (в зависимости от рынка сбыта). Мотор был с 16-клапанным механизмом газораспределения и системой впрыска топлива с электронным управлением. Базовый вариант оснащался 5-ступенчатой механической коробкой, предусматривалась установка 4-скоростной АКПП. Крутящий момент симметрично распределяется между осями, в схему трансмиссии включен межосевой дифференциал (при использовании МКПП применялась гидромеханическая блокировка).
Топливный бак был убран в пределы колесной базы и вмещал 58 л. Базовый 3-дверный кузов имел багажник объемом всего 175 л, но при собранном заднем диване вместимость возрастала до 520 л. Рулевое управление реечного типа с гидравлическим усилителем (входил в базовое оснащение). Передняя подвеска оснащалась стойками типа МакФерсон и стабилизатором, сзади использовалась независимая рычажная конструкция, несколько ухудшавшая геометрическую проходимость.
Технические параметры (для версии с 3-дверным кузовом и АКПП):
- длина (с запасным колесом) – 3965 мм;
- ширина – 1695 мм;
- высота – 1650 мм;
- дорожный просвет – 200 мм;
- колесная база – 2200 мм;
- количество мест (включая водителя) – 4;
- снаряженный вес – 1265 кг;
- допустимая полная масса – 1630 кг;
- максимальная скорость – до 170 км/ч;
- время разгона с места до 100 км/ч – 11,2 секунды.
Характеристики автомобиля
В рамках рестайлинга японский концерн начал работы над автомобилями проекта Zero Emission. Стандартный кузов кроссовера оборудовали электрическим двигателем и никель-металлгидридной АКБ с блоком зарядки и кабелем для подключения к внешней сети. Преимуществом мотора стал высокий крутящий момент 190 Н*м, доступный с минимальных оборотов. Кроссоверы были построены лимитированной партией, которая была поставлена в США. Часть автомобилей была продана, основная масса использовалась как арендный транспорт в рамках продвижения идеи электромобиля.
На RAV4 EV использовались электрические приводы усилителей тормозов и рулевого управления. Для обогрева салона использовался тепловой насос, Toyota стала первой компанией, применившей такой узел на автомобиле. Батарея EV-95 была собрана из 24 элементов напряжением 12 В, суммарная емкость составляла 2256 А*ч. Максимальная скорость доходила до 137 км/ч, а дальность хода при оптимальном режиме работы не превышала 153 км (эквивалентно 95 милям).
Зарядка батареи занимала около 5 часов, электронный блок обеспечивал балансировку элементов.
Для восстановления емкости предлагался оригинальный блок мощностью 6 кВт, напряжение в цепи составляло 240 В. На ранних прототипах использовался разъем оригинального типа, разработанный компанией Yazaki. Первые кроссоверы имели цену в США на уровне 42 тыс. долларов, но льготы позволили снизить стоимость до 29 тыс. долларов. После постройки 1484 машин проект заморозили из-за судебного иска компании Chevron, которой принадлежал патент на батарею.
Кроссоверы 1997 модельного года имели колесную базу 2410 или 2200 мм. Колея передних колес составляла 1460 мм, а задних 1465 мм, что предопределяло невысокую курсовую устойчивость. Все модификации отличались большим дорожным просветом, доходившим до 200 мм. Снаряженная масса бензиновых RAV4 находилась в пределах от 1275 до 1340 кг, электрическая версия EV имела вес 1560 кг. Еще одним недостатком I поколения была небольшая ширина, составлявшая 1694 мм, пассажирский салон получился стесненным, вместимость в дальних поездках была всего 4 человека.
Двигатель и трансмиссия
На российский рынок поставлялись кроссоверы со 129-сильным двигателем 3S-FE, имевшим рядный 4-цилиндровый блок и 16-клапанную головку с фиксированными фазами газораспределения. Мотор развивал крутящий момент 178 Н*м при частоте вращения 4600 об/мин и был рассчитан на эксплуатацию на бензине с октановым числом от 95 единиц. Для снижения токсичности выхлопа применялся нейтрализатор, но к 2021 г. встретить узел на сохранившихся автомобилях невозможно.
Рав 4 1997 имеет 129-сильный двигатель 3S-FE.
В состав трансмиссии входили автоматическая или механическая коробка передач (4 и 5 скоростей соответственно). На картере КПП имелся угловой редуктор с дифференциалом, поток мощности передавался на задние колеса карданным валом. Имелась принудительная блокировка дифференциала, позволявшая повысить проходимость, но повышавшая нагрузку на трансмиссию.
Ходовая часть
Модернизация не коснулась ходовой части, по элементам которой нареканий со стороны клиентов не было. Спереди использовались нижние рычаги с шаровым пальцем и резиновыми втулками, стойки макферсон с цилиндрическими пружинами и стабилизатор поперечной устойчивости. Задние колеса имели независимую подвеску на рычагах с амортизатором и пружиной со стабилизатором.
Редуктор был соединен с колесами полуосями с шарнирами равных угловых скоростей, закрытыми резиновыми чехлами.
Динамические характеристики
Небольшой вес и обтекаемый кузов позволили получить неплохую динамику. Автомобили могли разгоняться до 170 км/ч вне зависимости от типа кузова и вида коробки передач. Длинная модификация с механической коробкой ускорялась до “сотни” за 10,1 секунды, короткобазный кроссовер с автоматической трансмиссией был медленнее на 1,1 секунды. Динамика зависела от состояния дорожного полотна и навыков водителя, антипробуксовочная система на I поколении RAV4 не использовалась вне зависимости от модельного года.
Управляемость автомобиля
Гидравлический усилитель и реечный механизм обеспечивали легкое управление, минимальный радиус поворота составлял 5,5 м. Короткая модификация отличалась повышенной маневренностью, но при движении по колее или продольной гребенке автомобиль был нестабилен. Удлиненная версия спокойнее реагировала на неровности, но небольшой вес не способствовал хорошей устойчивости на скорости более 100 км/ч.
Расход топлива
Двигатель RAV4 выпуска 1997 г. расходовал в городском режиме около 12,5 л топлива, что считалось нормой в конце 90-х гг. прошлого столетия. На шоссе при равномерном ритме движения и наличии 2 человек в салоне автомобилю требовалось от 7,9 до 8,1 л бензина. Владельцы отмечали, что добиться заводских значений было сложно, кроссоверы сжигали 13-14 л в городе и около 9 л на трассе. Бак из оцинкованного стального листа вмещал 58 л и располагался под днищем около заднего ряда сидений, топливо подавалось к форсункам электрическим насосом, снабженным фильтром.
Таблица расхода горючего (данные завода)
Плюсы и минусы автомобиля
Основные преимущества, отмеченные владельцами:
- большой дорожный просвет;
- надежные двигатель и агрегаты трансмиссии;
- прочные материалы отделки;
- простота обслуживания и ремонта;
- пригодность к переоборудованию в экспедиционную машину.
RAV4 1995 имеет хорошую проходимость и надежный двигатель.
Недостатки кроссоверов RAV4 1995 модельного года:
- большой пробег;
- нижние рычаги задней подвески ломаются при движении по бездорожью;
- коррозия элементов кузова;
- небольшая вместимость багажного отсека;
- тесный задний ряд сидений;
- неважная шумоизоляция;
- высокий расход топлива.
Плюсы и минусы
Основные преимущества кроссоверов:
- ремонтопригодность;
- надежность основных узлов;
- простота конструкции;
- наличие постоянного полного привода;
- большой дорожный просвет;
- маневренность;
- низкая цена запасных частей.
Недостатки автомобилей, указанные в отзывах владельцами:
- большой пробег и естественный износ кузова;
- недостаточная вместимость салона и багажника;
- неудачная конструкция задней подвески с наклонными рычагами;
- большой расход топлива;
- высокий уровень шума в салоне;
- жесткая ходовая часть;
- плохая устойчивость в поворотах из малого веса.
Отзывы автовладельцев
Константин, 38 лет, Киров
Искал бюджетный автомобиль с высокой проходимостью и удобным салоном. После осмотра нескольких десятков машин различных марок выбрал 5-дверный RAV4 с МКПП и блокировкой межосевого дифференциала. Автомобиль имеет высокую проходимость по снегу и грязи, элементы управления расположены удобно. К недостаткам отношу тесный задний ряд сидений, после покупки пришлось поменять часть элементов подвески.
Василий, 34 года, Новосибирск
С 2015 по 2021 гг. являлся владельцем 3-дверного RAV4 выпуска 1995 г. с АКПП. Машину использовал для поездок по городу и выездов на природу вне зависимости от сезона и погодных условий. Несмотря на отсутствие блокировок и пониженного ряда, автомобиль легко проходил там, где буксовали кроссоверы с усовершенствованной трансмиссией. Из-за короткой базы машина не любила обледенелую колею, при движении в салоне было шумно.
Эдуард, 44 года, Москва
В начале 2000-х гг. проходил стажировку в США и на протяжении 3 месяцев пользовался арендованным RAV4 с электрическим мотором. Автомобиль внешне не отличался от бензиновых собратьев, в салоне использовалась другая комбинация приборов. Электрический привод обеспечивал равномерный разгон, динамика была выше, чем у аналогов с двигателем внутреннего сгорания. Запас хода зависел от стиля управления. При резких нажатиях на педаль батареи разряжались за 50-60 км, при спокойном движении подзарядка требовалась через 140-150 км.