Механическая коробка передач
Автомобили RAV4 с механической трансмиссией отличаются блоком педалей, в котором присутствует привод муфты сцепления. Машина оснащается иной кулисой и рукояткой для выбора скоростей, на наконечнике предусмотрена пиктограмма с траекториями движения при переключении. В конструкции отсутствует отдельный блок управления автоматической коробкой, картер двигателя и маховик рассчитаны на использование ручной коробки. А также отличается комбинация приборов, в которой не предусмотрено отображения выбранного режима работы АКПП.
На ранних вариантах механика обеспечивала улучшенную динамику с одновременным сокращением расхода топлива. Впоследствии появились автоматические трансмиссии с увеличенным числом ступеней и измененными алгоритмами работы, которые не уступают МКПП.
Начиная с поколения XA50, производитель стал использовать вариатор, обеспечивающий плавное изменение скорости и снижающий затраты топлива. МКПП была доступна с системой полного привода до 2018 г., с XA50 ручная трансмиссия сочетается только с передними ведущими колесами.
Разница между постоянным и подключаемым полным приводом
Постоянный полный привод отличается надежностью и возможностью эксплуатировать авто на любом типе покрытия. Его недостатками считаются конструктивная сложность, непростые настройки управления, повышенная масса и высокий расход горючего.
Полный подключаемый привод более надежен с точки зрения механики, прост в управлении, обеспечивает высокую проходимость автомобилю. Но машину нельзя эксплуатировать на асфальте.
Если выбирать для Тойоты РАВ 4 тип привода — полный постоянный или подключаемый — нужно проверить и оценить условия эксплуатации. Если нет необходимости часто перемещаться по грунту с таким меняющимися свойствами, как обледенелый асфальт, снежная колея, твердое покрытие с грязевыми зонами, то подойдет подключаемый привод. В противном случае, придется либо часто переключать систему вручную, либо перенагружать трансмиссию, что не всегда устраивает владельца РАВ 4wd.
Устройство и принцип работы механики
Коробка оснащена алюминиевым картером, в котором на подшипниках качения расположены валы с фиксированными и передвижными шестернями. На крышке установлен механизм выбора ступеней, связанный с кулисой тросами в защитной оболочке. Для переключения необходимо нажать на педаль и разорвать подачу потока мощности, а затем перевести рукоятку в требуемое положение. Выбор осуществляется путем перемещения блоков зубчатых колес по шлицам.
Для обеспечения плавного соединения шестерен предусмотрены синхронизаторы (кроме передачи заднего хода).
Особенности
Для смазки шестерен и подшипников используется специальное трансмиссионное масло, залитое в картер. В корпусе предусмотрены резьбовые пробки для проверки уровня и доливки смазки. Насос в конструкции отсутствует, масло подается разбрызгиванием. Внутри картера расположены главная пара и дифференциал. На машинах с полным приводом в конструкции предусмотрен редуктор с муфтой включения заднего моста, на выходе имеется фланец для подсоединения карданного вала.
Плюсы
Преимущества машин с МКПП, отмеченные в отзывах владельцев:
- возможность принудительного включения ступени при движении в сложных дорожных условиях;
- быстрый разгон (по сравнению с АКПП);
- способность переносить повышенные нагрузки;
- сниженный расход топлива;
- простота ремонта и обслуживания КПП.
Минусы
Недостатки механической трансмиссии:
- необходимость постоянного переключения и нажатия на педаль сцепления при движении в пробках;
- при неаккуратной работе с муфтой сцепления можно сжечь фрикционные накладки;
- для включения задней передачи иногда требуется несколько раз нажать на педаль сцепления;
- необходимость периодической проверки уровня масла в картере;
- коррозия втулок наконечников тросов, что вызывает затрудненное переключение;
- быстрый износ синхронизаторов, приводящий к самопроизвольному выключению скоростей.
Как работает полный привод
Полный привод — это опция, благодаря которой все 4 колеса машины в постоянном/временном режиме являются ведущими. В результате авто обеспечивается отличной тягой при неидеальном сцеплении, не страдает от заносов.
Полноприводная компоновка:
Вид | Принцип работы | Положение двигателя | Тип авто |
Классика | Крутящий момент поступает через карданный вал на раздаточный узел, далее, на передний и задний мосты | Продольное, в едином узле с коробкой передач и сцеплением | Грузовые, автобусы, внедорожники |
Основана на переднем приводе | С помощью редуктора отбора мощности крутящий момент передается через карданный вал к задней оси | Продольное, поперечное | Легковые |
Заднемоторная | Заднеосевой привод объединен с задней передачей, постоянно включен на переднюю ось, может отключаться | В задней части машины | Малотоннажные, фургоны, микроавтобусы |
Полноприводные колеса вращаются с разной скоростью, и если одно теряет темп, на другом обороты растут, при этом одновременно снижается крутящий момент.
При единственном двигателе мощность крутящего момента поступает к осям несколькими способами. Выбор зависит от типологии шасси, конструкторских приоритетов, способа вращения. Сегодня существует 4 метода:
- Подключаемый.
- Постоянный.
- Многорежимный.
- Постоянный по требованию.
Система блокировки дифференциала используется для труднопроходимых покрытий. В этом случае обороты всех 4 колес равны, а момент зависит от степени сцепления с дорожным полотном.
В каких поколениях Тойота РАВ 4 стоит механика
Механическая трансмиссия использовалась на следующих поколениях кроссовера:
- XA10 с двигателем 3S-FE мощностью 128 или 135 л. с. и с любым вариантом кузова. При использовании 5-ступенчатой МКПП с повышающей скоростью машина оснащалась гидромеханической блокировкой межосевого дифференциала, повышавшей проходимость автомобиля.
- XA20 с 2-литровым мотором 1AZ-FE мощностью 147 л. с. (после рестайлинга увеличившейся до 150 л с.). Механическая синхронизированная коробка с 5 ступенями переднего хода предлагалась только для 5-дверных вариантов, машины с короткой базой и 3 дверями поставлялись только с АКПП.
- XA30 с агрегатом 1AZ-FE мощностью 152 л. с. и системой полного привода. После модернизации в 2010 г. стал использоваться 148-сильный мотор 3ZR-FAE, который мог работать с МКПП и ставился на автомобили с передними ведущими колесами или полным приводом. Изредка встречается модификация 3ZR-FAE, имеющая мощность 158 л. с. и предназначенная для рынков США и Ближнего Востока. Вне зависимости от года выпуска и мощности использовалась унифицированная 5-скоростная коробка.
- XA40 с двигателем 3ZR-FAE мощностью 146 л. с., который ставился на машины с передним либо полным приводом. Отличием трансмиссии стало введение 6-й передачи, позволившей снизить расход топлива и повысить акустический комфорт в салоне автомобиля.
- XA50, оснащенный бензиновым мотором M20A-FKS объемом 2,0 л, развивающим 149 л. с. Механическая коробка доступна только для модификации с передними ведущими колесами, при заказе машины с полным приводом ставится вариатор или гидромеханическая 8-ступенчатая трансмиссия. Версия с МКПП оснащена кнопочным селектором для выбора режима работы двигателя в зависимости от дорожных условий.
Технические характеристики Тойоты РАВ 4 с ручной коробкой
Основные технические параметры кроссоверов RAV4 с механической трансмиссией приведены в таблице. Значения даны для 5-дверных кузовов (касается поколений XA10 и XA20). Модификации с МКПП отличаются сниженным на 10-20 кг снаряженным весом, что незначительно влияет на динамические возможности и расход топлива.
Из таблицы видно постепенное увеличение массы машины, связанное с наращиванием габаритов салона и повышением пассивной безопасности.
Одновременно наблюдается падение расхода бензина и улучшение динамических характеристик.
Параметр | XA10 | XA20 | XA30 | XA40 | XA50 |
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 185 | 185 | 180 | 190 |
Время разгона до 100 км/ч, сек | 10,4 | 10,6 | 10,2 | 10,2 | 9,8 |
Снаряженный вес, кг | 1340 | 1420 | 1555 | 1540 | 1570 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км | 9,6 | 8,8 | 7,4 | 7,7 | 6,8 |
На ходу
Ходовые качеств Rav4 long практически ничем не отличается от коротких моделей авто. Здесь сохранилась агрегатная база двигателя и классическая трансмиссия, поэтому на дороге машина ведёт себя знакомо. Из-за длинной базы кроссовер стал комфортнее, подвеска лучше отрабатывает неровности, реже беспокоит грубыми тычками. Рав 4 Лонг длиннее, поэтому уменьшился угол рампы, однако это не оказывает существенного влияния на проходимость.
Также незначительно увеличилась масса машины, но поскольку на кроссовере рекомендуется ездить только по твёрдой поверхности, разница при движении не чувствуется. К числу преимуществ относится возможность управления автомобилем при одном подвешенном колесе.
Фото
В целом, автомобиль уверенно держится только на асфальте и твёрдой поверхности, былой резвости уже не добиться от повзрослевшего Рав 4, однако это стоит отнести к преимуществам.
Возможные поломки механической коробки передач
Основные поломки механической трансмиссии RAV4:
- Повышение шума при работе, возникающее из-за падения уровня масла. Необходимо слить остатки жидкости и убедиться в отсутствии в жидкости металлической стружки, образующейся при разрушении шестерен или подшипников. После заправки свежего масла посторонний гул должен исчезнуть.
- Течь масла через поврежденные сальники, ремонт заключается в установке новых уплотнителей и доливке смазки до требуемого уровня.
- Неработающие огни заднего хода, проблема возникает при поломке концевого переключателя или обрыве жгута электропроводки. Необходимо установить новый контактный механизм либо восстановить целостность кабеля.
- Затрудненное переключение из-за нарушения регулировки привода кулисы или повреждения синхронизаторов. Ремонт заключается в настройке длины тросов или переборке МКПП с заменой изношенных элементов. Одновременно следует проверить состояние диска сцепления, который быстро изнашивается при неаккуратной эксплуатации.
- Самопроизвольное выключение повышающей передачи из-за износа муфты, шестерни или ступицы. Для восстановления работоспособности потребуется разобрать коробку и поменять поврежденные детали. При износе синхронизатора наблюдается покачивание рычага переключения, возникающее при наборе оборотов или сбросе газа. Дальнейшая выработка кольца приводит к самопроизвольному выключению скорости.
- Постепенное откручивание винтов крепления пластины, удерживающей подшипники в корпусе. В результате происходит разрушение шестерни повышающей ступени и части вторичного вала, отмечены случаи разрыва картера. Необходимо снятие коробки для разборки и дефектовки с последующим капитальным ремонтом.
Многие владельцы машин с МКПП отмечают тихий равномерный гул при движении на задней передаче.
Причиной является профиль шестерен и большое передаточное соотношение. Шум не является признаком неисправности при условии отсутствия посторонних звуков при использовании скоростей переднего хода. На автомобилях с 6-ступенчатой трансмиссией часто наблюдается вой при движении на 1-й ступени. Посторонний гул не считается неисправностью при условии нормальной работы остальных скоростей и отсутствии стружки в масле.
Новый штамм коронавируса AY.4.2 оказался на 10-15% заразнее «дельты»
Ученый Джеффри Барретт из Института Сенгера в Кембридже и Франсуа Баллу из Университетского колледжа Лондона заявили, что появился новый штамм коронавируса, который является продолжением индийского штамма «дельта», сообщало издание Financial Times.
«Вариант AY.4.2 был только недавно обнаружен вирусологами, которые отслеживали генетическую эволюцию «дельты», но на него приходится уже почти 10% заражений в Великобритании», — говорилось в статье ученых.
Новая мутация AY.4.2, которую обнаружили британские ученые, не сможет вытеснить доминантный «дельта»-штамм, если ее характеристики не будут схожи с этим вариантом. Об этом «Газете.Ru» рассказал глава лаборатории особо опасных инфекций Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины, вирусолог Александр Чепурнов.
«Если этот штамм сильнее и обладает способностью быстрее размножаться, то он может вытеснить другие штаммы коронавируса. Это общие биологические закономерности.
Для этого нужно либо такое же преимущество, как у «дельты», либо способность прикрепляться еще к какому-нибудь популярному и распространенному рецептору. Вот такой вариант вируса, скорее всего, и станет следующей «гадостью», — отметил он.
Вирусолог пояснил, что мутация «дельта» располагается в месте прикрепления клетки к рецептору, что позволило вирусу стать неузнаваемым для антител и легче проникать в организм.
«Вирус цепляется к клетке, а дальше клетка сама переправляет его внутрь и включает в генетическую систему, после чего начинает производить за счет своих же ресурсов новые клетки вируса. Если у этого штамма что-то измененное, но нет конкретной мутации, которая дала преимущество «дельте», значит, он точно так же погибнет, как все остальные. Ни один другой вариант пока не в состоянии даже близко конкурировать с «дельтой», — уточнил вирусолог.
SARS-CoV-2 относится к той группе вирусов, которые регулярно мутируют, чтобы остаться в человеческой популяции — ему не выгодно становиться более смертельным, добавил в беседе с «Газетой.Ru» врач-эпидемиолог Эдуард Шунков.
«Учитывая природу коронавируса, можно ожидать, что он будет продолжать мутировать, но конкурентоспособными штаммами будут только те, которые не будут вызывать тяжелых последствий. То есть, если вирус заразен и не вызывает последствий, не имеет высокую летальность, то, соответственно, он будет более живучим, чем тот, который уничтожает своих носителей, потому что с их гибелью он будет исчезать из популяции», — отметил специалист.
Тем временем в мире насчитывают около 50 производных от первоначального штамма «дельта», но ни одна из них не стала более конкурентоспособной из-за изменения каких-то свойств, заявил изданию РБК вирусолог, профессор МГУ, доктор биологических наук Алексей Аграновский.
«Вариант AY.4.2, безусловно, заслуживает пристального внимания. Если 8-10% случаев заболевания COVID-19 в Англии связано с этим вариантом, значит, он имеет потенциал к дальнейшему распространению.
Если даже он в самом деле на 10-15% более заразен, чем исходный штамм «дельта», то это небольшой прирост. Для сравнения, штамм «дельта» на 100% (в два раза) более заразен в сравнении с «нулевым» уханьским штаммом», — сказал он.
С ним согласился и вирусолог Чепурнов. По его словам, в мире циркулирует множество мутаций коронавируса, которые также имеют высокую контагиозность, как и «дельта».
«Другие уже известные штаммы тоже заявлялись как более страшные и опасные, но в итоге пришел один, который не дал им закрепиться в человеческой популяции. Не было бы «дельты», основался бы, к примеру, британский — уханьский бы точно не стал единственным. В данном случае пока неизвестно, что это за вариант и какими преимуществами он обладает, поэтому прогнозы делать рано», — добавил вирусолог.
Вместе с тем, если новому варианту AY.4.2, при условии, что он не будет более смертельным, все же удастся закрепиться и вытеснить «дельту», это может привести к концу пандемии.
«Даже если штамм будет заразнее, чем все существующие, но не будет вызывать тяжелых последствий, то он сможет занять свое место в структуре заболеваемости и ежегодно обеспечивать какое-то количество заболевших, но не будет доминировать над другими группами остро-респираторных инфекций», — пояснил эпидемиолог Шунков.
Реальные отзывы владельцев механики
Виталий, 41 год, Кострома
В 2021 г. приобрел в автосалоне кроссовер RAV4, специально искал модификацию с передним приводом и ручной трансмиссией. Машина используется на 95% на дорогах с твердым покрытием, поэтому отказ от всех ведущих колес позволяет снизить расход топлива и удешевить обслуживание. КПП позволяет быстро ускориться при обгоне на шоссе, а наличие 6-й ступени обеспечивает низкие обороты двигателя при загородных поездках. Процесс переключения ступеней легкий, эластичный мотор не требует постоянной работы рычагом.
Кирилл, 28 лет, Тула
Приобрел RAV4 2-го поколения с МКПП для периодических выездов на рыбалку и охоту. После оформления поменял масло в картере и сальник, на котором имелись следы течи. Коробка переключается легко, но после нескольких поездок по залитым грязью дорогам появились проблемы со сцеплением. Установил новые диск и корзину, заодно проверил состояние зубчатого венца на маховике. После ремонта проехал более 15 тыс. км по дорогам с различным покрытием, нареканий по работе агрегатов трансмиссии нет.